Вернуть же утраченное будет непросто. Ведь, по оценкам Евгения Арсенова, замдиректора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, за годы борьбы с трамваем столица потеряла порядка трети рельсов. Под предлогом увеличения пропускной способности дорог они исчезли с проспектов Мира и Ленинградского, улицы Лесной и других, где занимали выделенные полосы. Благодаря этому городские магистрали действительно расширились, но пробки с них никуда не делись. Таким образом, Москва теперь уже на своем опыте убедилась, что давно известно миру: тупое расширение проезжей части лишь приводит к загруженности дорог. И еще одно печальное последствие, на которое обратил внимание "РГ" Антон Буслов, сопредседатель межрегионального общественного движения "Город и транспорт": "Самая большая для нас потеря - это то, что трамвайные сети, раньше опутывавшие прежде весь город, оказались разорваны. В итоге образовалась трамвайная сеть района Строгино и всей остальной Москвы".
По словам Максима Ликсутова, нынешний департамент транспорта - сторонник развития трамвая, у которого очень хорошая провозная способность: 20-25 тысяч человек в час. Поэтому город не только поддерживает существующую инфраструктуру самого чистого и экологичного вида городского транспорта, но и выступает за его развитие в будущем. Столичные власти даже рассматривают возможность возвращения трамвая туда, откуда его убрали несколько лет назад, как например, на ту же улицу Гиляровского. "В ответ на многочисленные обращения жителей близлежащих домов мы уже готовы сказать, что трамвай там возможно восстановить", - заявил Максим Ликсутов в ответ на вопрос корреспондента "РГ".
Новые трамваи, которые появятся на улицах Москвы, очень комфортабельные. Это низкопольные трехсекционные вагоны с кондиционерами и вай-фаем, каждый из которых может взять одновременно 175-225 человек. Поставщики первых 120 таких вагонов будут отобраны в ходе конкурса, который пройдет до конца года. Согласие принять в нем участие выразили уже шесть производителей, среди которых два отечественных и четыре концерна с мировыми именами.
Первые поставки, скорее всего, столица получит в 2014 году. Уже определено, что в новых вагонах первыми поедут пассажиры 17-го маршрута - одного из самых тяжелых в Москве, связывающего районы Медведково и Останкино. По оценке Антона Буслова им ежесуточно пользуются 80 тысяч пассажиров, что существенно больше, чем во всем, например, самарском метрополитене.
Причем, подчеркнул Максим Ликсутов, в данном случае речь идет не о линиях скоростного трамвая (для них будет закупаться совсем другой подвижной состав), а для существующей сети, на которой переоборудуют лишь остановки - этого требует низкий пол составов. Да и сами трамвайные пути уложат по самым современным технологиям - с вибро- и шумо-гасящими прокладками, которые больше не будут торчать из асфальта и не создадут препятствий для движения других видов транспорта.
По мнению экспертов, увеличение перевозок пассажиров на трамвае, курс на которое взяла Москва, полностью соответствует мировым тенденциям.