"Назрело существенное расширение участия общественности в наблюдении, - сообщил глава комиссии Иосиф Дискин. - Странная ситуация: СМИ могут представлять наблюдателей на выборах, а НКО, которые профессионально ими занимаются, хорошо знают законодательство и правоприменительную практику, такой возможности лишены. Этот перекос надо исправлять. Нужно предоставлять НКО легальное право участвовать в наблюдении за выборами".
Исправление перекоса требует правового регулирования, поэтому общественники пригласили компетентных представителей избирательных НКО, чтобы выработать общую позицию: каким НКО и на каких выборах можно предоставлять возможность наблюдения, и стоит ли вообще эта инициатива лоббирования и продвижения в правовое поле. Мнения радикально разделились.
Сопредседатель рабочей группы по общественному контролю над избирательным процессом Максим Григорьев предложил четкое распределение: НКО наблюдает за выборами в зависимости от территориального охвата: "Логично разносить вопрос общественного наблюдения в зависимости от уровня общественной организации и уровня выборов. Общероссийские наблюдают за федеральными выборами, региональные - за региональными. Но при этом, с одной стороны, часть структур может выпасть из этого процесса. А в ином случае есть опасность, что на президентские выборы будут заявляться сотни и тысячи муниципальных общественных организаций".
Кроме того, Григорьев предложил подавать в избирательные комиссии пофамильный список наблюдателей. "В этом есть определенный смысл, - убежден он. - Избиркомы будут оповещены, и вопрос, являются ли документы того или иного наблюдателя настоящими, - уберется". Григорьев не уточнил, что такой механизм станет самым эффективным способом противодействия стихийным "наблюдательным десантам", которые в минувшую кампанию высаживались в городах, где проходили самые резонансные выборы и "накрывали" практически все УИКи.
Политолог Игорь Минтусов предложил свой вариант: он убежден, что право наблюдения должен получить каждый желающий. "Первое, что меня интересует, - контроль за подсчетом голосов на том участке, где я проживаю, - отметил он. - В настоящий момент у граждан нет возможности на своем избирательном участке прийти и посмотреть, как идет подсчет голосов, что предусматривается в большинстве законодательств стран Европы". Его идею неожиданно поддержала заместитель главы комиссии Ирина Плещева.
Не менее неожиданную точку зрения озвучил бывший член Центризбиркома, ныне председатель Совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов. "Наблюдатели участвуют не в борьбе с нарушениями, а в борьбе за власть и за участие во власти, - заявил он. - Можно исходить даже из источников, из которых они финансируются. Я поддерживаю ограничения и предложил бы подумать о введении реестра с точки зрения контроля над контролерами, может, поручим это Общественной палате".
Впрочем, в итоговый документ все эти точки зрения не вошли. Резолюция, с которой Иосиф Дискин отправится в общественный научно-методический консультативный совет при ЦИК России, сохранит все изначальные предложения в том же общем виде, и добавится к ним только одно: чтобы члены комиссии предъявляли наблюдателям и камерам не только итоговый протокол, но и каждый бюллетень.