Причем почти каждая из предложенных программ стала настоящим событием. На Бульварном кольце с его уютной домашней атмосферой для отдыха горожане могли заняться от дворовых игр и книжных чтений до мастер-классов по рукоделию и флористике, на Аллее Космонавтов, превратившейся в центр pop-up культуры, молодые художники, графитчики, скейтеры, битбоксеры, различные музыканты и перфомеры пытались изменить представление москвичей об уличной культуре, всеобщей популярностью пользовался конкурс мобильных фотографий "Лучший город земли", проходивший под девизом нынешнего Дня города в одной из социальных сетей...
Но даже среди самых-самых креативных программ выделились те, не сказать о которых невозможно. Наибольший интерес у зрителей вызвала реконструкция Бородинской битвы - День города в этом году совпал с 200-летием исторического сражения. Тысячи москвичей отправились посмотреть, как спустя два века на знаменитом поле снова в бою встретятся две армии: русская и французская. Участники реконструкции за полтора часа заново "прожили" все основные эпизоды битвы: атаки и контратаки вокруг Багратионовых флешей, штурм батареи Раевского, рейд русской конницы во фланг французской армии. В театрализованном действе приняли участие члены более 120 исторических клубов, в том числе из Европы, США и Канады, были среди которых и прямые потомки участников войны 1812 года.
А еще до начала театрализованного представления прошла церемония памяти павших у обелиска на командном пункте Наполеона возле деревни Шевардино с надписью: "Aux Morts de la Grande Armee - Мёртвым Великой армии". 17 октября 1975 года на этом памятнике оставил свою надпись во время первого визита и Валери Жискар д Эстен, тогдашний президент Французской Республики. И вчера бывший президент Франции также присутствовал на Бородинском поле.
200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года посвящен в этом году и фестиваль военных оркестров "Спасская башня". Его художественный руководитель Михаил Шемякин рассказал "РГ", что, несмотря на то что он уже неоднократно занимался постановкой спектаклей на площадях разных городов мира, чтобы придумать вступление и заключительную часть действия для "Спасской башни" ему пришлось провести много бессонных ночей. "Пролог связан с романом "Война и мир" Льва Толстого, - делился он. - Это балы и благоденствие, сражения за сердца красавиц. Затем появляется аллегория войска неприятеля. В финале нам нужно было как можно деликатнее подойти к теме победы. Французы называли императора Александра I царем-миротворцем. Поэтому в финальной части действия у символического костра греются и русские, и французские солдаты, и на Красной площади появляется колесница богини мира".
Если в предыдущие годы заключительной музыкальной темой фестиваля становился отрывок из увертюры Петра Чайковского "1812 год", то в этом году звучит ее большая часть. Музыка Чайковского по задумке музыкального руководителя начальника Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ Валерия Халилова фестиваля, стала лейтмотивом всего праздника. Через все представление проходит и музыкальная тема "Марсельезы". Мирей Матье, постоянная участница праздника, которую в кулуарах "Спасской башни" уже называют своеобразным талисманом фестиваля, в этом году под аккомпанемент французских и российских оркестров исполняет гимн Франции и Государственный гимн РФ, объединяя нации.
- Нам нравится искренний дух фестиваля, мы сами решаем, кого приглашать, - говорит член общественного совета "Спасской башни" комендант Московского Кремля Сергей Хлебников. - Духовая и военная музыка на фоне синтезаторов и новых технических средств кому-то может показаться анахронизмом, но в РФ постоянно растет число духовых оркестров, детских и юношеских коллективов. Духовая музыка как бригантина в бухте, где стоят современные корабли. Она романтична и привлекает внимание. Рота почетного караула ВВС Греции продемонстрировала работу с оружием и перестроения под зажигательные мелодии из голливудских кинофильмов "Рокки" и "Индиана Джонс". Оркестр и рота почетного караула Войска Польского исполнили "Калинку-малинку", а гости фестиваля из Сингапура, дебютанты года, специально в честь дня рождения Москвы разучили народную "Ой, то не вечер".
Впервые на Красной площади выступает оркестр 4-го Венского императорского и королевского пехотного полка. Украшением выступления австрийских гостей, безусловно, стали вальсы и тот факт, что в оркестре служит штатный вокальный исполнитель, что для военно-музыкальных коллективов редкость.
А у подножия Большого театра тем временем шел концерт под названием "Вечному городу - вечная музыка" - авторский проект группы "Квадро". Он прошел в стиле Classical crossover, представляющем собой сочетание элементов классической музыки, попа, рока и электроники. Мероприятие сопровождалось световым шоу, проектирующимся на здание театра. Все желающие абсолютно бесплатно могли наслаждаться игрой Симфонического оркестра "Русская филармония". Идею музыкантов с удовольствием поддержала глава Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, которая и сама посетила этот концерт. В нем также приняли участие солисты Большого театра, пианист Юрий Розум, Василий Герелло, Нина Шацкая. Специальным гостем стал всемирно известный тенор Алессандро Сафина. Зрители услышали произведения Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова, Джакомо Пуччини и многих других. Большинство зрителей признались, что хотели бы слушать такие выступления почаще, не только ко Дню города, но и просто теплыми летними вечерами.