Российскую сторону представляли сотрудники региональных органов власти, ученые, сотрудники музеев и руководители различных общественных организаций.
- Традиционно основная часть траурных мероприятий проводится на территории мемориального комплекса "Медное", являющегося "братом-близнецом смоленской "Катыни", - говорит заместитель директора тверского мемориала Елена Образцова. - В Братских могилах захоронены свыше пяти тысяч репрессированных советских граждан и более шести тысяч поляков - в основном сотрудников силовых ведомств, оказавшихся на территории СССР в начале Второй мировой войны и расстрелянных по приказу НКВД в апреле-мае 1940 года. Совместные официальные церемонии проводятся с момента открытия мемориала в 2000 году, всегда начинаются с траурного митинга на российской части комплекса, а завершаются католической мессой на польском военном кладбище.
Но перед тем как посетить место "последнего приюта" погибших соотечественников, польская делегация проехала по их "последнему маршруту". Остановку сперва сделали в монастыре "Нилова Пустынь" на острове "Столбный" на Селигере. Здесь в конце30-х годов XX века находился спецлагерь для польских военнопленных. Через него прошло более 15 тысяч человек, часть была потом отпущена, часть - передана Германии, остальные были вывезены в различные города (в том числе и Тверь) и расстреляны. В Ниловой пустыни глава польского МВД заложил памятную часовню.
Затем автобусы проследовали в Тверь, к старому корпусу Государственной медакадемии. В конце 30-х годов прошлого века в этом здании располагалось региональное управление НКВД, здесь же в подвалах приводились в исполнение смертные приговоры полякам. Тела расстрелянных вывозились в Медное, на территорию дач НКВД, где и хоронились. Уже в наше время тверские власти установили на фасаде здания мемориальную табличку. К ней-то поляки и возложили венки, цветы и поминальные лампады.
И, наконец завершающим пунктом скорбного маршрута стал комплекс "Медное". Сам глава польского МВД побывать здесь не смог (его отозвали на родину неотложные дела), и польское государство на панихиде и траурном митинге представляли заместитель главы МВД Михаил Дескур, военный атташе посольства Мирослав Чарнота еще около полутора десятка официальных лиц. Во всех выступлениях так или иначе звучала главная мысль: что было, то было, но надо двигаться дальше.
- Так сложилось, что российско-польская история была омрачена конфликтами, - сказал на митинге начальник Главного управления региональной безопасности Тверской области генерал Витольд Завадский, поляк по национальности. - Но наши народы ничто не разделяет. Мы верим, что наше стремление к добрым отношениям встречается с польским стремлением. Мы протягиваем полякам руку дружбы.
Многие участники ежегодных церемоний в "Медном", включая действующих офицеров полиции, сегодня общаются друг с другом, как с добрыми знакомыми. Улыбаются, обнимаются при встрече, обмениваются телефонами и адресами. Вероятно, это и есть большой шаг к примирению.