Мясной союз РФ призвал отказаться от квотирования импорта мяса

Условия, на которых подписан протокол по присоединению РФ к ВТО, в частности по позиции "Готовые мясные изделия" таможенного тарифа (код ТН ВЭД 1601), не соответствуют стратегии развития и поддержания проектов диверсификации отечественной промышленности. В связи с тем, что условия доступа на рынок импортной готовой мясной продукции пересогласовать практически невозможно, возникает важный вопрос: что делать с возможной угрозой, которая возникнет с 2015 года, когда начнут действовать либеральные условия импорта готовых мясных изделий?

Для поддержания и развития конкуренции с экономической точки зрения остается только одно решение: чтобы обеспечить гармоничное развитие сырьевых мясных отраслей (в первую очередь свиноводства) и мясоперерабатывающей промышленности, следует снизить барьер доступа к импортному сырью для отечественных предприятий и потребителей. На мой взгляд, других решений быть не может.

Во-первых, перерабатывающие отрасли, как правило, защищаются таможенно-тарифными методами, в частности высоким импортным тарифом, которые РФ снизила - предположительно навсегда. Во-вторых, по принципиальным соображениям (сырьевые отрасли АПК напрямую финансируются, как правило, из бюджета АМП (агрегированной меры поддержки), и поэтому их поддержка через высокие потребительские цены уже нецелесообразна. В-третьих, отрасли промышленного передела, мясоперерабатывающая промышленность в частности, не относятся к сельскохозяйственной отрасли и не подпадают под прямые налоговые льготы и госфинансирование.

Снижение таможенного тарифа для импорта мяса до уровня 5% и отказ от квотирования мяса (а это именно те условия, которые адекватны для обеспечения устойчивости экономических переделов в мясной отрасли РФ) приведет к снижению стоимости мяса для потребителей и одновременно снизит рентабельность в животноводстве.

Такое решение имеет широкую социальную базу поддержки и обеспечит минимальную продовольственную инфляцию в ближайшие годы, возможно, и дефляцию по красному мясу и мясопродуктам.

Следует отметить, что снижение таможенного тарифа не относится к птицеводческой отрасли - она гармонично успела развиться, на рынке птицы РФ достаточно высокая конкуренция и компетентность производителей, что обеспечивает стабильность цен, и эти обстоятельства соответствуют равновесию интересов потребителей, производителей и государства.

Таким образом, при снижении таможенного тарифа на красное мясо (свинина и говядина) мы обеспечиваем низкую инфляцию, высокую экономическую доступность продовольствия для населения РФ и гармоничное развитие и взаимодействие подотраслей мясного сектора, а также рост конкуренции и конкурентоспособности в целом.

Однако надо продумать и способы поддержания эффективной животноводческой отрасли. Так что же можно предложить для компенсации производителям животноводческой продукции?

Необходимо модернизировать средства поддержки отрасли, а именно: применяемые сегодня меры развития (субсидирование части процентов по кредитам на развитие) сочетать с компенсационными выплатами на единицу произведенной продукции в рамках объемов господдержки в целом. Нужно разнообразить способы поддержки конкуренции и сочетать меры развития с мерами стабилизации в предстоящие периоды - это более адресно и ценно для предприятий отрасли.

Предлагаемая методика позволит обеспечить поставку на рынок мяса для промышленных и розничных потребителей, соразмерного по стоимости с продукцией в ЕС; обеспечить поддержку развития эффективных предприятий и роста конкуренции между высококомпетентными предприятиями. Кроме того, мы сможем рационально использовать средства господдержки и добиться относительной стабильности доходности для конкурентоспособных хозяйств свиноводческой отрасли. А также добьемся оптимально низких цен на свинину для возможного экспорта мяса и мясопродуктов из РФ.

Следует четко и однозначно увязать стратегию развития животноводческих подотраслей с финансовыми возможностями бюджета РФ. А еще более рачительно было бы учитывать возможности бюджетов стран ЕЭП для поддержания общей аграрной стратегии в ЕЭП.

Разумное дорегулирование на рынке мяса необходимо еще и в связи с тем, что абсолютно не эффективно проводить две взаимоисключающие стратегии одновременно. К примеру, внутренний таможенный тариф на импорт свинины после присоединения РФ к ВТО стремится к нулю, а внеквотный - 60%. Это напрямую ограничивает развитие конкуренции.

По рынку свинины ситуация получается просто недопустимая, когда разные части (отруба) одного и того же типа сельскохозяйственного животного (свинины) имеют совершенно разнотипные, некоррелирующие между собой условия доступа на рынок РФ. То есть разные и нелогичные тарифные и квотные условия. Это приводит к невозможности развития современной высокотехнологической разделки и глубокой переработки мяса свиней. Получается абсурдная ситуация, когда уже несколько лет даже самым высокоэффективным производителям свиней в РФ выгоднее продавать живой скот, чем его забивать и разделывать.

Надежды о логических потоках после присоединения к ВТО, универсальных условиях доступа однотипного сырья на рынок тают после чтения протокола о присоединении. Если мы действительно хотим декларируемого развития и приоритетности перерабатывающих отраслей, производство продукции более высокого экономического передела, нам надо (и это возможно и одобряется в ВТО) привести в соответствие, а именно унифицировать условия доступа на рынок РФ всех отрубов от разделки одного типа сельскохозяйственного животного. Без такой унификации очень сложно представить, как будут гармонизированы таможенные тарифы по мясу между странами ЕЭП.