Петрозаводск
Есть ли в столице Карелии ливневая канализация? Этот вопрос остро стал во время чрезвычайного происшествия, когда в ночь с 7 на 8 августа из-за сильнейших ливневых дождей рухнули восемь метров пешеходного тротуара на мосту через реку Лососинку, были залиты некоторые улицы города. Причем, например, на улице Сегежская, в микрорайоне Ключевая, воды было такое огромное количество, что она не уходила самостоятельно. В результате асфальтового покрытия на Сегежской больше нет. На ремонт только этой дороги потребуется пять миллионов рублей. Всего же на восстановление улиц и мостов после природного катаклизма городскому бюджету необходимо более девяти миллионов рублей.
- Ливневая канализация в городе есть, - утверждает корреспонденту "РГ" начальник отдела городского хозяйства Павел Маленда. - Она разная. Многие до сих пор путают ливневую канализацию и дренажную систему. Дренажная система служит для отвода вод от фундаментов, чтобы были сухими подвалы. Ливневая канализация предназначена для сбора атмосферных осадков и талой воды, их отведения с территории дорог. Всего в Петрозаводске 52 километра ливневой канализации. 33 выпуска идут в Онежское озеро, реки Лососинку и Неглинку.
Что касается улицы Сегежская, возведенной еще в советское время, то, по словам чиновника, она там изначально сделана неверно. Дренажная система почему-то расположена не на самом полотне, а на газоне. Поэтому воде и некуда было деваться. На улице Варкауса, где недавно ремонтировали и укладывали асфальт, после ливневых дождей вода также осталась на дороге. Ливневая канализация с ней не справилась. Как объяснил причину на городской еженедельной планерке в мэрии технический директор Петрозаводских коммунальных систем Сергей Долотов, строители, которые занимались ремонтом улицы, сбросили в канализационный колодец часть горячего асфальта, который потом застыл и частично засорил трубу. Когда воды стало слишком много, она пошла наверх.
- При ремонте улицы мы прочистили эти колодцы, кое-где установили новые, поменяли уклон дороги и теперь вся вода уходит в канализацию, - заявляет Павел Маленда.
Вообще, многие старые улицы Петрозаводска построены без каких-либо стоков. Проспект Александра Невского исторически был спроектирован именно так, он находится под уклоном и ливневая вода, так решили в советское время, естественным образом будет стекать вниз прямо к Онежскому озеру. Подобным образом проспект Александра Невского существует до сих пор. Правда, сейчас городская администрация задумывается над тем, что сделать с дорогой, чтобы исправить ситуацию, где устроить колодцы, которые перехватывали бы ливневые стоки, не давали загрязненной воде попадать в Онежское озеро.
Главная же проблема, с которой сталкиваются в городской администрации, нежелание некоторых управляющих компаний заниматься очисткой дренажных систем, хотя эти колодцы расположены во дворах жилых домов. Они давно уже засорены разным мусором, начиная от песка, которым зимой посыпают тротуары, и заканчивая окурками, бутылками. Управляющие компании считают, что это не входит в их компетенцию, поэтому они и не обязаны раскошеливаться на данный вид деятельности. В городской администрации уверены в обратном.
- Есть два варианта решения этой проблемы, - говорит Павел Маленда. - За счет бюджета и за счет тарифа. Другого пути нет.
Казна городского округа пока не готова на подобные траты, хотя в администрации есть план по определению приоритетов и детальной проработке каждого микрорайона города. Что касается тарифа, то подобные прецеденты в Северо-Западном федеральном округе есть. В Вологде и Череповце, например, пошли на то, что ввели плату за использование сточных вод. Она небольшая, на одного жителя около трех рублей в месяц. Предприятие потом на эти средства ремонтирует ливневую канализацию. Так что в Петрозаводске не исключают возможность на перспективу использовать деньги из бюджета и переложить минимальную часть затрат и на потребителей. Сейчас чиновники тщательно изучают все варианты.
Санкт-Петербург
Петербургская погода испытала на прочность систему городской канализации - осадки, выпавшие за несколько августовских дней, превысили норму почти в три раза. По словам сотрудников "Водоканала", канализация с этим объемом справилась, просто не так быстро, как хотелось бы горожанам. В результате в северных, а через пару дней и в южных районах водителям приходилось буквально "плыть" в утренней пробке, уровень воды доходил до середины автомобильной двери. Коммунальщики утверждают, что такие капризы климата придется перетерпеть. Даже если они повторятся, менять ради этого систему городской канализации просто невыгодно.
Первым дождевую волну принял на себя Приморский район - с 8 утра 23 августа водители на проспекте Испытателей, Богатырском проспекте, перекрестке Сизова и Парашютной по верхний край колес оказались в воде, которая прибывала со стороны центра. К половине десятого на проспект Испытателей прибыли первые расчеты "Водоканала", сотрудники которого начали откачивать воду с дорожного полотна. К обеду телефоны дежурных служб уже разрывались от звонков - за сутки было принято около 450 заявок с жалобами на скопление воды на улицах, отрабатывали их 57 бригад (около 300 человек) и все гидродинамические машины. В принципе, система уличных стоков рассчитана на такое количество осадков, но пропустить их сразу она оказалась не в состоянии.
- В городе выпало около 41 миллиметра осадков, в северных районах - 51 (за 6 часов). Локальная метеостанция в Ольгино зафиксировала показатель в 66 миллиметров, - объяснили в пресс-службе водоснабжающей организации.
Специалисты называют случившееся "нерасчетным дождем", однако не считают, что потоп на улицах - просчет проектировщиков.
"Несмотря на то что в систему канализации поступил объем воды, в 2,5 раза превышающий обычный, она с этой задачей справилась, - говорится в официальном заявлении учреждения. - Подтопления образовались из-за того, что вода уходила с улиц медленнее, чем в нормальной ситуации, а также из-за особенностей рельефа дорожного покрытия. Ливневая канализация находилась в рабочем состоянии и не была засорена".
Тем не менее то же самое повторилось на следующий день в южных районах, особенно сильное подтопление наблюдалось на улицах Салова и Благодатной - какое-то время там даже не ходили трамваи. С помощью водооткачивающей техники проблему удалось решить, но только на два дня. В ночь с 26 на 27 августа "нерасчетный дождь" снова дал о себе знать, на этот раз в Московском районе, на пересечении Благодатной улицы и Витебского проспекта, в районе железнодорожного моста. К дождевой воде в ливнестоках добавилась вода из реки Волковки, которая парализовала отток с дороги. Полностью был затоплен переход с Витебского проспекта на железнодорожную станцию "Проспект Славы". На этот раз потребовалось 67 бригад и 64 машины, чтобы восстановить движение автомобилей и трамваев по улицам. По официальным данным, в районе выпало 37 миллиметров осадков за сутки. Только в 12.30 трамваи снова начали ходить по улицам Салова, Благодатной и Московскому проспекту.
Между тем осень только начинается, и самые дождливые дни впереди. С 8 сентября синоптики обещают непрекращающиеся дожди, которые продлятся не меньше недели. Однако специалисты вовсю готовятся к зиме, закупая снегоплавильные установки, а вероятный повтор "нерасчетного дождя" надеются как-нибудь пережить.
- Система ливневой канализации проектировалась исходя из определенных расчетных значений: она должна принять 18 миллиметров осадков в течение 20 минут. В среднем дожди такой интенсивности в Петербурге бывают дважды в год, это - максимальный объем осадков, - пояснил менеджер водоснабжающей организации Оксана Попова. - Соответственно, дожди такой интенсивности и более слабые дожди (которые обычно и выпадают) проблем на ровных участках дороги не вызывают. С учетом этих значений определяется диаметр сетей. И если осадков выпадает больше, требуется больше времени на то, чтобы вода ушла в систему канализации.
"Нерасчетные дожди", по словам сотрудников ведомства, бывают в Петербурге от силы один-два раза в год, а иногда их нет годами. То, что случилось на прошлой неделе - не критично, потому что сети были в рабочем состоянии и воду удалось откачать за полдня. Но если ситуация повторится, водителям и пешеходам снова придется "поплавать".
- Увеличить пропускную способность сети можно, проложив трубы большего диаметра. Однако это повлечет за собой очень большие затраты (не говоря о том, что весь город придется перекопать), - объясняют эксперты. - Кроме того, если их проложить, в отсутствие подобных мощных ливней из-за несоответствия диаметра сетей и объемов поступающей воды скорость движения воды по сетям будет очень низкой. Из-за этого возможно заиливание сетей (взвеси и прочая грязь, содержащаяся в стоках, по ходу движения по сетям будет оседать на дне) и появление неприятного запаха. Это также приведет к дополнительным затратам на прочистку сетей. Другая возможность увеличить пропускную способность уличных сетей - прокладка дублирующих коллекторов или устройство локальных регулирующих резервуаров на территориях. Кроме того, при новом строительстве необходимо проектировать раздельную систему канализации, с локальными очистными сооружениями для дождевой воды (сегодня такой системой оборудовано только 30 процентов территории города).
Однако в пресс-службе водоснабжающей организации корреспондента "РГ" заверили, что к "нерасчетным дождям", если таковые повторятся, специалисты будут подготовлены: ведомство получает от синоптиков прогнозы и анализирует данные собственных дождемеров на локальных метеостанциях. При сильных дождях, когда повышается вероятность скопления воды, мобилизуется вся техника (насосы, илососы, водоотливная техника, гидродинамические машины). Правда, о том, как горожанам заранее узнать о возможности очередного "потопа", неизвестно - по крайней мере, в этот раз синоптики и коммунальщики никаких предупреждений не делали.