Так, Ямало-Ненецкий автономный округ получит железнодорожное сообщение с дальневосточным и другими регионами России. Речь идет о строительстве Северного широтного хода (СШХ) - "Заполярного Транссиба", строительство которого велось в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Его трасса - Салехард - порт Игарка - порт Дудинка. СШХ станет самой протяженной железной дорогой в приарктических широтах мира.
Об этих параметрах СШХ недавно заявил губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин. Он уточнил, что на завершение в 2012-2015 годах первой очереди СШХ в 710 км (Коротчаево - Новый Уренгой - Надым - Салехард) потребуется около 158 млрд рублей в текущих ценах. А развитие грузоперевозок по этому направлению, по оценке Д.Кобылкина, окупит вложенные средства максимум за 15 лет.
Кроме того, "Заполярный Транссиб", как уточнили "РБГ" в корпорации "Урал промышленный - Урал полярный", получит стыковку с Уральским, Волго-Вятским и Северо-Западным регионами РФ (через Салехард). А продление этой артерии к портам Игарка и Дудинка намечено на 2018-2030 годы.
Магистраль, по оценкам инвесторов - участников проекта, позволит осваивать крупные запасы разнообразного природного сырья, развивать в тех же регионах перерабатывающие отрасли. Вдобавок резко сократится "северный завоз", осуществляемый в краткие сроки навигации. Кстати, минимум две трети строительного, железнодорожного оборудования и подвижного состава для "заполярного Транссиба" будет произведено на заводах Урала и Западной Сибири. Основные инвесторы СШХ - "Газпром", Ямальская железнодорожная компания, РЖД, бюджет ЯНАО, корпорация "Урал промышленный - Урал полярный", Инвестфонд РФ.
К этому проекту проявляют интерес иностранные инвесторы, в том числе из региона АТЭС. Что связано не только с их планами по участию в освоении природных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и с тем, что многие страны Тихоокеанского региона заинтересованы в развитии общерегиональной транспортной системы с участием РФ.
Возрождается и другой транспортный проект, ориентированный на АТЭС: речь идет о мосте, соединяющем Сахалин с материком через пролив Невельского. Межведомственная рабочая группа недавно согласовала направление железнодорожной линии между Хабаровским краем и Сахалином через пролив Невельского. Длина магистрали составит 540-580 км, а стоимость ее строительства в текущих ценах достигает почти 400 млрд рублей.
По данным РЖД, строительство этого коридора планируется начать в 2014-2015 годах. Он более чем на треть увеличит грузо- и пассажиропоток с острова на материк, а также позволит на 25-40% увеличить объемы промышленного и сельскохозяйственного производства на Сахалине. Менее затратными станут транспортно-экономические связи материка с Курильскими островами (они входят в состав Сахалинской области). А порты Сахалина получат прямое сообщение с другими регионами РФ и будут в большей степени включены во внешнеэкономические связи российского Дальнего Востока. По имеющимся оценкам, грузооборот сахалинских портов увеличится минимум на треть - в основном за счет развития перевозок с Японией и Южной Кореей.
Плюс к тому к 2013-2014 гг. завершится реконструкция Транскорейской стальной магистрали и ее стыкового участка с Транссибом. Этот коридор увеличит транзитную загрузку Транссиба, "ТрансКореи" и примыкающих к ним портов на 20-30%. Эти факторы отмечались в ходе заседания российско-северокорейской железнодорожной комиссии 7 августа во Владивостоке. Как отметил руководитель делегации КНДР Син Дон Су, стороны согласовали меры по развитию пропускной способности пограничной линии Хасан (РФ) - Туманган (КНДР) и по завершении реконструкции российско-транскорейской стыковой артерии Хасан - Туманган - Раджин.