04.09.2012 23:45
    Поделиться

    Эксперты: Валюта Киргизии зависит от внутренней политической ситуации

    Свыше 37 миллионов долларов вложил с начала года в укрепление национальной валюты центробанк
    Валютный рынок Киргизии стабилизировался, и Национальный банк (НБКР) не ожидает резких изменений курса сома в обозримом будущем. За последние несколько дней валюта республики заметно укрепила свои позиции по отношению к другим, вернувшись к показателям конца ноября прошлого года. Население, обделенное надежными индикаторами состояния национальной экономики, привыкло оценивать ее положение по котировкам "обменок", однако, наблюдая удорожание сома, испытывает сомнения в эффективности такого способа. Тем более, что отдельные эксперты утверждают: сом переживает затишье перед девальвацией, которая якобы может начаться в течение ближайших месяцев.

    Грядет ли буря?

    В Национальном банке утверждают, что нет. Как уверяет заместитель председателя НБКР Заир Чокоев, резких колебаний обменного курса сома не ожидается. Но если таковые случатся, центробанк готов сгладить их с помощью традиционного инструмента - интервенций, коими пользуется едва ли не с момента введения национальной валюты.

    Киргизский сом, как отмечает ряд местных экспертов, испытывает устойчивую зависимость от внутренней политической ситуации. В этом отношении очень тяжелым для местной валюты был 2010 год, богатый на потрясения: в республике сменилась власть, по стране прокатились беспорядки, а на юге, в частности, произошел кровавый конфликт, унесший жизни сотен людей. Национальному банку этот период обошелся в круглую сумму - почти в 300 миллионов долларов. Причем 181 миллион из них НБКР продал за первые восемь месяцев года. В 2011 году, для сравнения, центробанк Киргизии потратил за год на поддержание национальной валюты свыше 156 миллионов долларов.

    Эксперты отмечают интерес-ный тренд: местная валюта укрепляется и дорожает в преддверии и во время выборов. "Мы видим большой выброс валюты на рынок, - говорит исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев. - Выборы в техническом плане - в проведении и организации - достаточно затратные. Но они обеспечат дополнительные вливания в экономику со стороны политических игроков".

    Неполитическим внутренним фактором эксперты называют "сезонность" местной экономики. Так, секретарь инвестиционного совета при президенте Киргизии, доктор экономических наук Талайбек Койчуманов отмечает, что доллар укрепляется зимой, что объясняется как возрастающим объемом операций с внешними партнерами, так и снижением продажи товаров и услуг в самой республике, и наоборот.

    Давление на национальную валюту Киргизии, по словам экспертов, оказывают и внешние факторы. Об этом свидетельствовали события 2009 года, когда доллар стал резко расти в цене, это объяснялось происходящим на рынке в Казахстане (РК). Официальная Астана отказалась поддерживать тенге в прежнем коридоре. Национальная валюта РК резко, на 20 процентов, "подешевела". Новый обменный курс установился на уровне 150 тенге за доллар, тогда как немногим ранее "зеленый" оценивался в 120 тенге.

    События в РК тут же ударили по валютному рынку Киргизии. Согласно оценкам правительства КР, только банки с участием казахстанского капитала вывели с начала 2009-го из республики около 200-300 миллионов долларов. А ведь кроме них на валютном рынке действовали и более мелкие игроки, которые сыграли на ценовой разнице на резервную валюту. Чтобы сгладить скачок, центробанк Киргизии в общей сложности выбросил на рынок около 208 миллионов долларов. 152 миллиона из них пришлись на январь - апрель - период, когда Астана отправила тенге в свободное плавание.

    В 2010 году сом испытывали на прочность ограничения во внешнеэкономических связях с основными торговыми партнерами, что объяснялось ужесточением таможенного режима стран ТС на границе с соседями. В 2012 году, как полагают эксперты, Киргизия может столкнуться с нехваткой резервных валют в связи с сокращением экспорта и общим снижением экономических показателей, что во многом также объясняется влиянием политических факторов.

    Валютная игла

    Киргизский дензнак плавает свободным курсом свыше 19 лет, и за это время либерализация валютного рынка обошлась республике достаточно дорого. Если в 1993 году за один доллар в республике давали четыре сома, то к началу сентября 2012-го - 46. Только в течение последних десяти лет Национальный банк выбросил на внутренний рынок свыше миллиарда долларов. Это, как полагают эксперты, свидетельствует об устойчивом спросе на денежные знаки других стран, что, в свою очередь, говорит о зависимости местного потребительского рынка от импорта и пока еще невысоком доверии граждан КР к сому. Многие до сих пор предпочитают хранить сбережения в долларах и евро. Объем депозитов в банках республики в иностранной валюте превышает сумму сбережений в сомах. Та же картина наблюдается и в сфере кредитования.

    Бал на рынке Киргизии правят, в основном, две валюты - доллар и евро. Впрочем, в свете кризиса в Еврозоне популярность денежного знака ЕС несколько снизилась, но зато повысился спрос на валюты некоторых стран ШОС - российские рубли, казахские тенге и китайские юани - в основном благодаря существующим экономическим связям. Эту тройку партнеров по Шанхайской организации сотрудничества связывают с Киргизией тесные торговые связи. Республика долгое время занимала нишу реэкспортера китайских товаров на рынки России и Казахстана, однако в течение последних полутора лет официальный Бишкек столкнулся с необходимостью пересмотра стратегии экономического развития. Перспектива вхождения в Таможенный союз заставляет местный бизнес, ранее задействованный в основном в торговых операциях, искать новые источники прибыли. Часть предпринимателей перебралась на территорию стран ТС.

    Популярность доллара, занимающего особые позиции на местном валютном рынке, вынудила Национальный банк некоторое время назад определять его курс к сому ежедневно. Стоимость же денежных знаков других стран оценивается НБКР еженедельно. Доллар на рынке Киргизии дорожает даже тогда, когда дешевеет на мировых площадках. Американские деньги выполняют в республике роль валюты не сколько резервной, сколько более надежной, чем местная.

    Эксперты считают, что Киргизия может столкнуться с нехваткой резервных валют

    Как укрепить доверие

    Парламентарии не единожды предлагали сделать это с помощью ограничений на операции с иностранной валютой. Однако подобное пока вряд ли возможно, поскольку власти республики тесно связаны договоренностями с международными финансовыми институтами. Другая причина - свободный валютный рынок, на котором самым активным игроком являются не банки и финансово-кредитные учреждения, а так называемые обменные бюро - бизнес в Киргизии прибыльный и устойчивый.

    Объем наличных операций "обменок" оценивается официальными структурами ежемесячно примерно в 3-3,5 миллиарда сомов (63-74 миллиона долларов). Эти бюро можно без труда сыскать практически в каждом населенном пункте страны, в крупных торговых точках, вблизи объектов отдыха. Причем около последних курс сома и других валют имеет свои особенности. Бюро, действующие в курортной зоне Иссык-Куля, устанавливают более высокую маржу, чем в той же столице, где обменять доллары или рубли на сомы и наоборот оказывается для клиента гораздо выгоднее.

    Многие в Киргизии полагают, что колебания курса сома тесно связаны с объемом операций с наличкой. На руках у населения, по разным оценкам, находится около миллиарда долларов. Примерно в такую же сумму оценивается и наличная сомовая масса. Однако, как полагает бизнес-аналитик Искендер Шаршеев, курс сома зависит, прежде всего, от действий НБКР и колебаний на международном небанковском рынке "Форекс". И, по его словам, как правило, национальная валюта дорожает, когда Киргизии необходимо выплачивать по обязательствам перед внешними кредиторами.

    Подобные колебания курса не способствуют росту доверия к национальной валюте. Тем более, что зависимость от доллара и других валют испытывает еще один важный сектор - сфера денежных переводов от трудовых мигрантов. Ежегодно граждане Киргизии пересылают на родину около миллиарда долларов. Но это, скорее, положительный фактор. Дополнительное предложение иностранной валюты снижает ее стоимость на местном рынке, укрепляя тем самым сом. Но, увы, этот источник валюты также зависит от сезонного фактора. Наибольший объем переводов приходится на период с апреля по сентябрь.

    Банк или ва-банк

    Другим способом обеспечить сому стабильность представляется снижение наличных расчетов. Однако и здесь существует ряд проблем. В стране действуют всего 22 банка, и только несколько из них располагают более или менее широкой филиальной сетью. Проникновение услуг финансово-кредитных учреждений в республике равно как и перевод населения на безналичные расчеты, пока оставляют желать лучшего, несмотря на различные инициативы властей.

    Слабое развитие банковского сектора объясняется тем, что у местного бизнеса, как правило, нет ни средств, ни желания работать в этой сфере. Только в трети из действующих банков присутствует исключительно киргизский капитал. В шести банках он является полностью иностранным, еще в четырех доля иностранного капитала составляет от 75 до 97 процентов. Еще в четырех финансово-кредитных учреждениях доля зарубежных инвесторов ненамного скромнее.

    Финансовый сектор Киргизии испытывает огромную зависимость от иностранных вливаний. Капитал банковской системы, согласно оценкам экспертов НБКР, имеет тенденцию рости, и за пять предыдущих лет он увеличился в 2,5 раза. В целом, как утверждают официальные источники, банковская система развивается поступательно. Но пока остается малопривлекательной для инвесторов, которые еще только думают о вхождении на местный рынок, но не решаются из-за нестабильной политической ситуации, которая уже приводила к банкротству крупных банков и связанным с этим скандалам.

    В Таможенном союзе, тем временем, обсуждается возможность введения единой валюты. Казахские эксперты, к примеру, убеждены, что в течение ближайших 10 лет финансовые системы стран-участниц ТС станут единым целым. В Бишкеке полагают, что Киргизия как потенциальный участник интеграционного проекта от этого только выиграет, поскольку сможет соскочить с долларовой иглы и обезопасит свою экономику от глобальных кризисов. Сом, однако, в этом случае станет историей.

    Поделиться