05.09.2012 23:06
    Поделиться

    Шеваров: Немногословие Гончаровой было особенно драгоценно Пушкину

    Наташа Гончарова родилась в поместье Кариан Тамбовской губернии. На календаре был день святой мученицы Наталии - 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1812 года. Накануне закончилось Бородинское сражение.

    Она была нетороплива,

    Не холодна, не говорлива,

    Без взора наглого для всех,

    Без притязаний на успех,

    Без этих маленьких ужимок,

    Без подражательных затей...

    Все тихо, просто было в ней...

    А.С. Пушкин,

    "Евгений Онегин",

    осень 1830 года

    То был момент невероятного одушевления русских людей. Тревога и любовь, чистота помыслов и самопожертвование, благородство и смирение - все лучшее, что было тогда в народе, сошлось в одной точке бытия. И дети, появившиеся на свет в такое время, рождались будто среди облаков, а не на грешной земле. Не случайно годы спустя красота Наталии Гончаровой казалась Пушкину ангельской, небесной...

    Вспоминая Наталию Николаевну, всегда чувствуешь какую-то виноватость. Кажется, что не только ее современники, но и мы виноваты перед ней.

    Пушкин говорил: "Злословие даже без доказательств оставляет почти вечные следы..." Это провидческие слова. Они куда в большей степени относятся к нашему времени, чем к пушкинскому.

    Когда, залезая в Интернет, мы радостно отдаемся на волю домыслов и слухов, разве мы не ступаем по грязным следам? А когда листаем желтую прессу и бульварные книжки, повторяющие сплетни иногда столетней давности, разве мы не соучаствуем в злословии? И разве не люди, учившие в школе "Буря мглою небо кроет..." и "Я помню чудное мгновенье...", с удовольствием смотрят, как по телевизору каждый вечер кого-то "злословят без доказательств"?

    Мне кажется, если бы мы хоть раз вспомнили, что именно ЭТО погубило Пушкина, разрушило счастье его семьи, отняло у России ее самого светлого гения, быть может, хоть эта мысль остановила бы нас?..

    На старинных картинках ХIХ век мил и уютен, но страстное любопытство к частной жизни знаменитостей уже тогда владело светской публикой. Злые языки тиражировали клевету и скабрезности не хуже нынешних электронных СМИ.

    До венчания Александра Пушкина и Наталии Гончаровой оставалось еще полгода, а молодые люди уже не знали, куда деваться от пересудов. Они только мечтали о семье, а их союз уже пытались разрушить, компрометируя жениха в глазах матери невесты. 31 августа 1830 года Пушкин с болью писал Плетневу: "Московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отсюда размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения..."

    Наташу смущали, пугали и предостерегали. И как все это выдержала восемнадцатилетняя девочка? Но выдержала, стала женой и другом, за короткие шесть лет замужества подарила мужу четверых детей - двух сыновей и двух дочерей. В двадцать пять лет осталась вдовой. Через семь лет Наталия Николаевна по последнему наказу Пушкина решилась второй раз выйти замуж. В браке с Петром Петровичем Ланским родила трех дочерей. Воспитывая и давая образование семи своим детям, Наталия Николаевна взяла под опеку двух мальчишек - племянника Пушкина и сына Нащокина. "Бог посылает мне детей со всех сторон", - писала она.

    Наталию Николаевну не раз просили написать воспоминания о Пушкине, но она твердо отказывалась. Еще в юности Наташа поражала всех своей сдержанностью и скрытностью. "Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца", - говорила она. Это немногословие, столь редкое в женщинах, было особенно драгоценно Пушкину.

    Бережно сохранив для потомков все семьдесят восемь адресованных ей писем Пушкина, свои письма Наталия Николаевна скрыла от чужих глаз. Нахождение их до сих пор неизвестно.

    Сохранилось лишь одно маленькое письмо из Яропольца (вернее даже - приписка к письму). Всего несколько слов, и, кажется, почти незначащих, но в этом листке бумаги, как в тихом лесном озерце, отразилась вся натура Наталии Николаевны.

    "С трудом я решилась написать тебе, так как мне нечего сказать тебе и все свои новости я сообщила тебе с оказией, бывшей на этих днях. Даже мама едва не отложила свое письмо до следующей почты, но побоялась, что ты будешь несколько беспокоиться, оставаясь некоторое время без известий от нас; это заставило ее побороть сон и усталость, которые одолевают и ее и меня, так как мы целый день были на воздухе. Из письма мамы ты увидишь, что мы все чувствуем себя очень хорошо, оттого я ничего не пишу тебе на этот счет; кончаю письмо, нежно тебя целуя, я намереваюсь написать тебе побольше при первой возможности. Итак, прощай, будь здоров и не забывай нас.

    Понедельник, 14 мая 1834".

    В том, что из всех писем, написанных Наталией Николаевной Пушкину, до нас дошло лишь это маленькое письмо, есть какой-то высший смысл. Одно письмо...

    Так ведь и она - Единственная.

    Личное

    Из писем А.С. Пушкина жене:

    30 октября 1833 года.

    "Ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет Московской барышнею, всё, что не commil faut, всё, что vulgar... Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, Аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя".

    20 апреля 1834 года.

    "Ангел мой жёнка! Сейчас получил я твое письмо из Бронниц - и сердечно тебя благодарю... Надеюсь, что твоя усталость дорожная пройдет благополучно, и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна... Поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя... Гуляй умеренно, ложись рано... В деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения".

    3 августа 1834 года.

    "Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать... Побранив тебя, беру нежно тебя за уши и целую - благодаря тебя за то, что ты Богу молишься на коленах посреди комнаты. Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих, как для меня, так и для нас".

    Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

    календарь поэзии на сайте www.rg.ru/plus/poezia

    Поделиться