Новости

06.09.2012 00:45
Рубрика: Экономика

Коммуналка раздвоилась

Задержав оплату только на месяц, можно остаться без света и воды
С 1 сентября снова, второй раз за год, повысились тарифы на коммунальные услуги - прирост составил максимум 6% (с учетом первого повышения в июле - 12%).

Кроме того, начали действовать новые правила оплаты за жилье и коммуналку.

Правила были утверждены правительством более года назад - "РГ" публиковала их 1 июня 2011 года. Больше года потребовалось, чтобы регионы рассчитали новые нормативы по оплате, поскольку одно из главных нововведений - "раздвоение платежей" на индивидуальные и на общедомовые. А теперь подробнее об этом и о других изменениях.

Оплата за сентябрь пойдет по новой квитанции. Главное отличие от прежнего порядка - теперь платеж за каждый ресурс (тепло, свет, горячую и холодную воду и т. д.) будет поделен на две части - индивидуальное потребление (по внутриквартирным приборам учета или нормативам потребления, если счетчики не установлены) и общедомовые нужды (по общедомовым счетчикам или опять-таки по нормативам, если счетчиков нет). До сих пор цифра была единой, и понять, как перераспределяется между жильцами плата, например за освещение и обогрев подъездов, было очень сложно.

Нормативы потребления по каждому виду коммунальных услуг и типу потребления обязательно указываются в квитке. Чтобы проверить правильность начислений, теперь не нужно будет выискивать эти нормативы, перерывая горы документов. Кроме того, управляющей организации придется ежемесячно открывать показания общедомовых приборов учета, что опять-таки сегодня делают далеко не все управдомы.

Ужесточается борьба с должниками. По новым правилам, применять санкции к ним можно будет за гораздо меньшие суммы долга. Самая первая мера воздействия на неаккуратных плательщиков - им отключают воду, свет, газ. Сегодня могут наказать и в том случае, если человек не 100-процентный должник, а платит, но только частично (гасит долг постепенно).

По новым правилам, как только долг по оплате какой-либо услуги (например, света или воды) превысит сумму трех месячных платежей, рассчитанных исходя из норматива потребления, неплательщику отправляют письменно напоминание-предупреждение. Некоторые "продвинутые" управляющие рассылают эсэмэски и делают автоматические звонки на телефоны должников. На погашение долга отводится 30 дней, потом снова делается предупреждение о том, что кран "перекрывается".

В результате в некоторых случаях остаться без света и воды можно, задержав оплату всего на месяц. Например, если семья из трех человек пропустит один платеж, величина долга как раз и будет равна трем нормативным суммам.

Зато жильцам предоставлено право получить отсрочку в случае резкого подорожания коммуналки. Кстати, информация об изменении тарифов и нормативов потребления должна доводиться до потребителей в письменной форме минимум за 30 дней до даты выставления платежных документов.

Если размер платы за месяц окажется выше на 25% такого же платежа в предыдущем году, можно оформить рассрочку - вносить оплату равными долями в течение 12 месяцев. Правда, на оставшийся долг начисляется процент исходя из ставки рефинансирования Центробанка плюс 3% (на день предоставления рассрочки).

Отменяется "правило 13-й платежки". Напомним, во многих городах коммунальщики грешат тем, что в конце года делают перерасчет по количеству поданного жителям тепла, выставляя дополнительные платежи. Причем далеко не всегда обоснованные.

По новым правилам все расчеты по оплате тепла должны проводиться по фактическому потреблению ежемесячно. Правда, буквально несколько дней назад правительство внесло изменения в этот пункт правил, разрешив на переходный период до 2014 года по решению региональных властей сохранить прежний порядок оплаты тепла - равными платежами в течение всего года исходя из нормативов потребления (для домов, не оснащенных приборами учета). Регионы должны принять соответствующие документы до 15 сентября.

Сохраняется принцип "уехал - не плати". Если семья (член семьи) отсутствует в квартире более пяти дней и подтвердит это документально, ему должны сделать перерасчет по оплате воды (если нет счетчика). За отопление платить придется, как и вносить плату на общедомовые нужды.

При этом оформить свое отсутствие станет хлопотнее. Перечень подтверждающих отъезд документов стал шире. В некоторых случаях их придется дублировать (например, управляющая компания имеет право в дополнение к имеющейся копии приказа о командировке запросить проездные билеты). Еще одно ужесточение - многие справки требуется подписывать у должностного лица, заверять печатью, ставить регистрационный номер и дату выдачи. Эти меры направлены против подделывания документов.

6 Правила сохраняют возможность уменьшения оплаты за плохое качество коммунальной услуги.

Конкретно

Требования к качеству коммунальных услуг

Холодная вода. Должна поставляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года. Допустимо прервать подачу лишь на 8 часов в месяц (суммарно), 4 часа единовременно, если где-то произошла авария.

Правила перерасчета. Если воду не подают дольше, чем разрешают правила, размер платы за месяц, в котором это произошло, снижается на 0,15 процентов за каждый час превышения "разрешенной" паузы.

Горячая вода. Поставляться должна так же, как и холодная. Если авария случилась на тупиковой магистрали, допускается перерыв в подаче воды на время ремонта до 24 часов подряд. Температура горячей воды должна соответствовать нормативам. Допускается отклонение в температуре ночью (с 0 до 5 часов ) максимум на 5 С, а днем (с 5 утра до полуночи) - на 3 С.

Правила перерасчета. За перерывы в подаче горячей воды оплата снижается так же, как и в случае с холодной - на 0,15 процентов за каждый час превышения. За воду пониженной температуры можно платить на 0,1% меньше за каждые 3 С отступления от разрешенных отклонений. Если температура горячей воды ниже 40 С, за нее можно платить как за холодную.

Электричество. Подается бесперебойно, круглосуточно, с необходимой частотой электротока и напряжением. Допустимая продолжительность перерыва - 2 часа, если есть резервные источники питания. И 24 часа - если такого источника нет.

Правила перерасчета. Размер оплаты снижается на 0,15 процентов за расчетный период, в котором произошло нарушение.

Газ. Должен поставляться без перебоев и с установленным нормативами давлением. Допустимый перерыв в подаче - суммарно не более 4 часов в течение месяца.

Правила перерасчета. За каждый час превышения допустимого перерыва плата снижается на 0,15 процентов.

Отопление. Продолжительность перерыва - не более 24 часов в месяц (суммарно). Не более 16 часов - при температуре в помещениях более +12 С. Не более 8 часов - при температуре +10 - +12 С. Не более 4 часов - при температуре +8 - +10 С.

Нормативная температура в жилых помещениях - не ниже +18 С. В угловых - +20 С. Допустимое превышение - не более 4 С., снижение - до 3 С. и только ночью. Снижать температуру днем нельзя.

Правила перерасчета. За каждый час отклонения оплата снижается на 0,15 процентов.

Полезно знать

Документы, подтверждающие отсутствие жильцов для перерасчета:

копия командировочного удостоверения или приказа о направлении в командировку с приложением копий проездных документов;

билеты или их заверенные копии. К электронным билетам прикладываются документы, подтверждающие, что поездка состоялась;

документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его пребывания;

копия паспорта с отметками о пересечении границы;

справка из больницы или санатория о лечении;

счета за проживание в гостинице или их заверенные копии;

справка из вневедомственной охраны о сроке, в течение которого квартира не снималась с охраны;

справка из учреждений круглосуточного пребывания детей (школы-интернаты, детские дома и т.д.);

справка дачного, садового товарищества.

На время отсутствия можно поручить управляющей компании опломбировать краны. При возвращении пломбы снимаются, перерасчет производится без предоставления документов.

Горячая линия

8-800-200-09-09

По этому телефону эксперты фонда "Институт экономики города" Дмитрий Павлович Гордеев и Владилен Юрьевич Прокофьев будут принимать ваши вопросы о новых Правилах предоставления коммунальных услуг 12 сентября с 12 до 13 часов по московскому времени.

Звонки из всех регионов страны бесплатны.

Вопросы можно прислать заранее по факсу: (495) 257-58-92, и электронной почте nevin@rg.ru