06.09.2012 23:55
    Поделиться

    Сергей Лавров представил на саммите АТЭС транспортные планы Москвы

    Дадут ли участники саммита АТЭС во Владивостоке возможность России воспользоваться своими конкурентными преимуществами? Пожалуй, в этом заключается главный вопрос предстоящей встречи лидеров экономик азиатско-тихоокеанского региона во Владивостоке. Предложенная Россией повестка дня, которую в течение среды и четверга дорабатывали на совместных заседаниях министры торговли и иностранных дел АТЭС, отвечает интересам всех стран региона. Но в тоже время дает шанс России в полной мере продемонстрировать свои возможности. Однако одного нашего осознания своего уникального места между Азией и Европой недостаточно для того, чтобы предложенные Москвой планы в транспортно-логистической и инновационной сферах, были признаны партнерами по форуму состоятельными. Убедить их в том, что российские инициативы отвечают не только нашим собственным интересам, но и дадут существенные доходы всему региону, предстояло российским министрам - главам Минэкономразвития Андрею Белоусову и МИДа Сергею Лаврову.

    На первый взгляд, для азиатско-тихоокеанского бизнеса российские инициативы выглядят максимально привлекательными. Это понятно, прежде всего, в цифрах. Сошлюсь на экспертов. Сегодня через территорию страны проходит не более одного процента транзита между Европой и Азией. Остальные грузы идут по-старинке - через Суэцкий канал. После модернизации Транссиба и упрощения российских таможенных процедур транзит может вырасти в пять раз. В три раза по сравнению с существующим водным маршрутом сократится время доставки грузов из Азии в Европу. Это позволит странам АТЭС сэкономить около 370 миллиардов долларов. Введение в постоянную эксплуатацию Северного морского пути, которое становится возможным благодаря климатическим изменениям, дополнительно увеличит пропускную способность России в качестве транзитного государства.

    Но эти амбициозные планы упираются в нашу неспособность без промедления воспользоваться  собственными географическими преимуществами. Среди "узких" мест, подтвердил глава Минэкономразвития, сложности таможенного администрирования, существенно замедляющие прохождение иностранных грузов через Россию. В планах правительства улучшить ситуацию и войти по эффективности "таможенных" показателей в первую двадцатку  стран. Это означает снижение сроков оформления контейнеров в российских портах с 11-12 до 4-5 дней. Но произойдет такой прорыв не ранее 2018 года. Но первые изменения ожидаются уже в следующем году. Министры экономик АТЭС договорились о начале работы над едиными или как минимум совместимыми стандартами кодов для азиатско-тихоокеанского региона при оформлении и отслеживании грузов. Планируется для повышения эффективности логистической цепочки задействовать российскую систему ГЛОНАСС. Но убеждая партнеров по АТЭС в перспективности российского транзитного маршрута, министрам, безусловно, приходилось учитывать, что мы еще не готовы к его немедленному вводу в эксплуатацию.

    Участники встречи поддержали и другое российское предложение - о трансфере технологий. Смысл идеи заключается в более эффективном обмене знаниями между наукой и частным сектором. Для реализации этих планов Москва выступает за создание так называемой "биржи технологий", где будет собрана  информация о процедурах получения патентов, механизмах защиты интеллектуальной собственности в странах АТЭС. По мнению экспертов, такой проект способствует защите передовых технологий от нелегального копирования и в тоже время открывает всем государствам  региона доступ к новым интеллектуальным разработкам. Отвечая на вопрос "РГ", Лавров сообщил о формировании заинтересованными сторонами в Деловом консультативном совете АТЭС Партнерства по интеллектуальной собственности. Созданы рабочие группы по трем направлениям: инновациям, интеллектуальной собственности и технологиям. Тем не менее, можно предположить, что из-за существующих протекционистских барьеров в сфере технологий вынесенный на обсуждение Россией и поддержанный участниками форума вопрос о создании единого научного и образовательного пространства в АТЭС, все же следует рассматривать как неблизкую перспективу.

    - Как будет выглядеть согласованный министрами торговли и иностранных дел механизм быстрого реагирования на продовольственный кризис? - Поинтересовался один из журналистов.

    Этот вопрос, по словам Белоусова, следует рассматривать в контексте информационного обмена между странами АТЭС о состоянии их продовольственного рынка. Некоторые участники форума предлагали создание страховых продовольственных фондов, например, фонда риса: по оценкам экспертов, в азиатско-тихоокеанском регионе насчитывается около 600 тысяч голодающих. Однако появление таких фондов, считает Белоусов, - дело будущего. Так же, как возникновение продовольственного союза, "скорость формирования которого зависит от обстоятельств".

    Но все же самые длительные дискуссии в ходе министерских заседаний велись вокруг списка товаров, связанных с защитой окружающей среды. Решения АТЭС должны вывести эту группу продукции практически в зону беспошлинной торговли к 2015 году - к этому времени пошлина на них должна быть снижена до и менее процентов. В то время как в ряде стран региона этот показатель сегодня достигает 30 процентов. В среду в этом "зеленом" списке было всего 20 наименований, но за четверг их число удалось увеличить до 54 позиций. Список был одобрен всеми странами - решения на АТЭС принимаются консенсусом, хотя и не носят обязательного характера. Речь, по словам Белоусова, не идет об экологически чистой сельхозпродукции. В принятом списке изделия, обеспечивающие контроль за состоянием окружающей среды - приборы по контролю за качеством воды и воздуха, ветрогенераторы, системы переработки мусора. Иными словами, речь идет о высокотехнологической продукции, в том числе производимой в России.

    Поделиться