06.09.2012 15:20
    Поделиться

    Медведев недоволен темпами освоения средств по федеральным программам

    Премьер-министр Дмитрий Медведев недоволен тем, что отдельные министерства и ведомства не спешат осваивать бюджетные средства, сдерживая реализацию отдельных госпрограмм. Еще меньше его устраивает работа в рамках федеральных целевых программ. Об этом он заявил на заседании правительства.

    Сегодня кабинет министров разбирал, как в первом полугодии исполнялся федеральный бюджет и федеральные целевые программы. "В целом качество исполнения федерального бюджета на первое полугодие обеспечило экономике сбалансированность и макроэкономическую стабильность, - подчеркнул глава правительства, открывая заседание, - а также обеспечило очень важный для нашей страны фактор - исполнение всех социальных обязательств".

    Первое полугодие бюджет страны закончил в плюсе. Бюджет исполнен с профицитом более 270 миллиардов рублей, объем средств Фонда национального благосостояния составляет 2,8 триллиона рублей, практически 2 триллиона находятся в Резервном фонде, хотя в начале года он насчитывал всего 811 миллиардов. ВВП за первые шесть месяцев года вырос на 4,4 процента относительно 2011 года.

    К концу года, впрочем, ряд параметров бюджета придут в соответствие с ситуацией в мировой экономике и планами кабинета министров. "В настоящий момент расчетный дефицит бюджета составляет 142,8 миллиарда рублей, или 0,2 процента ВВП в текущем году, - сообщил министр финансов Антон Силуанов. - В принципе это практически соответствует тем уточненным параметрам бюджета, которые мы приняли 5 июня 2012 года". В соответствии с прогнозом кабинета министров, в текущем году дефицит бюджета должен был составить 0,1 процента ВВП, в 2013-ом - 1,5 процента, в 2014-ом - 0,6, а в 2015-ом - 0,1 процента ВВП.

    Если к наполнению бюджета вопросов нет, то качество его расходования и исполнения отдельных обязательств премьера не устраивает. Низкий уровень кассового исполнения отмечен в Минэкономразвития, Роскосмосе, Росгранице, Федеральной службе по финансовым рынкам. "Где-то денег не хватает, где-то наоборот: лежащие на счетах средства оказываются неосвоенными, - заметил Медведев. - Руководители этих ведомств обязаны разобраться со сложившейся ситуацией. Мы не вправе терпеть, чтобы деньги валялись просто на счетах и не работали".

    Глава Минфина все же счел нужным заметить, что исполнение бюджета в части расходов растет. Так, за первое полугодие уже исполнено 46,3 процента от годового плана. Еще три года назад показатель составлял всего 39,2 процента. "Высокое исполнение бюджета по расходам связано в первую очередь с реализацией 83 закона и переходом на финансирование бюджетных учреждений через госзадание, через субсидии", - считает Силуанов.

    Вместе с тем, традиционную проблему второй половины года в Минфине не отрицают. Несмотря на существующие планы кассовых расходов министерства и ведомства переносят исполнение обязательств на последний месяц года, а уже на следующий год это отражается на макроэкономических показателях. "У нас наибольший объем расходов осуществляется в декабре, в последние две недели декабря, что влияет, естественно, и на ситуацию на денежном рынке, ситуацию с инфляцией, особенно в начале года, следующего за отчетным", - отметил глава Минфина.

    Он напомнил коллегам по правительству, что если им необходимо внести изменения в бюджетную роспись и перераспределить ассигнования на текущий год, то предложения в его министерство нужно направить до 9 сентября. "Главным распорядителям необходимо проанализировать исполнение в истекшем периоде года расходных обязательств на предмет возможной экономии и возникновения возможных остатков бюджетных ассигнований", - указал Силуанов.

    Совсем плохо обстоят дела с финансированием и исполнением федеральных целевых и государственных программ. "Из триллиона рублей, предназначенных на их исполнение, освоено только 300 миллиардов, или чуть более 28 процентов, - заявил Дмитрий Медведев. - Уровень освоения, или, наоборот, неосвоения, уровень пробуксовки, приблизительно такой же, как в прошлом году.

    - Значит, уже сегодня можно говорить о том, что в конце года будут авралы и, естественно, это все будет сказываться на исполнительской дисциплине, - пришел он к такому выводу, сославшись в том числе на опыт прошлых лет.

    В Минэкономразвития признали, что работа над ФЦП - всего их реализуется 55 - идет хуже, чем в прошлом году. Замминистра Олег Савельев сообщил, что по госпрограммам "Государственная граница", "Чистая вода", "Безопасность полетов гражданской авиации" и до сих пор не утвержденной "Военные мемориалы", для которой в бюджете предусмотрено полмиллиарда рублей, финансирование даже не начиналось. Эффективной работу можно назвать только в рамках программ ГЛОНАСС и "Развитие водохозяйственного комплекса".

    Проблему в министерстве видят в том, что по существующей практике сначала утверждается федеральный бюджет и только потом правительство принимает ФЦП. Негативно на реализации программ отражаются и их постоянные корректировки в зависимости от параметров бюджета.

    - Утверждение федеральных целевых программ должно быть до того, как выходит закон о бюджете, - считает Савельев. - А это означает, что закон о бюджете должен отражать принятые правительством решения, а не после утверждения закона о бюджете мы все выходим наконец-то на утверждение федеральных целевых программ.

    В Минэкономразвития также считают целесообразным сократить количество корректировок ФЦП в течение бюджетного цикла. В частности, по приоритетным программам полностью прописывать расходы в законе о бюджете, а параметры менять только в случае их неисполнения с соответствующими санкциями. "Это позволит заключать долгосрочные договоры не на период бюджета, но и на плановый период бюджетного цикла", - объяснил Савельев.

    Глава Минфина поддержал инициативу коллег из Минэкономразвития и пообещал премьеру, что предложение будет проработано. "Проработайте, потому что проблема хроническая, не решается заклинаниями или просто жесткими формулировками", - поручил глава правительства.

    - Проблем с исполнением федерального бюджета, исполнением ФЦП всегда было много, всегда много различных корректировок происходит, но это не значит, что мы не должны оптимизировать эту процедуру, - подчеркнул Медведев.

    Целый блок вопросов на заседании правительства касался финансовой поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей через субсидии для субъектов. В частности, кабинет министров распределил средства для помощи начинающим фермерам, на развитие племенного животноводства и семейных животноводческих ферм.

    Поддержка отечественного сельского хозяйства актуальна в том числе в связи с новыми условиями конкуренции на рынке после вступления России в ВТО. Ранее правительство уже направило в Госдуму пакет мер для адаптации агропромышленного комплекса к новым условиям. Пока же вступление в ВТО никакого значимого влияния на жизнь АПК не оказало.

    - Ничего абсолютно пока не изменилось, ибо не может измениться в столь сжатые сроки, - заявил глава Минсельхоза Николай Федоров после заседания кабинета министров. - Наступит время изменений только в процессе движения товаров по новым правилам. Первые итоги можно будет подводить только в начале следующего года, практически значимые итоги.

    Пока же министерство готовится подводить итоги уборочной кампании и, несмотря на засуху, менять прогноз на урожай зерновых в этом году не планирует. По словам министра, по состоянию на 5 сентября валовый сбор зерновых составил 56,5 миллионов тонн зерна. В прошлом году насчитали 66 миллионов тонн, а в 2010 - 45 миллионов. "Это подтверждает наши прогнозы и ожидания в пределах 67-75 миллионов тонн зерна в этом году", - заявил Федоров.

    Он также рассказал об отношении министерства к возможной приватизации Объединенной зерновой компании. Минсельхоз считает, что в случае полной продажи ее нужно заменить чем-то альтернативным для использования интервенционного зернового фонда. Или же, сказал Федоров, работать с фондом по договорам с ОЗК как с акционерным обществом.

    Поделиться