Минтранс разработал законопроект, регулирующий деятельность метро

Минтранс разработал законопроект "О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". До сих пор такого отдельного закона, регулирующего деятельность метрополитена, в нашей стране не было.

О необходимости его подготовки говорили на протяжении последних пяти лет. Он особенно актуален сейчас, в том числе - для решения проблемы пробок.

Авторы законопроекта постарались прописать в нем, с одной стороны, ответственность пассажиров за оплату проезда. А с другой, ответственность региональных властей по ведению грамотной тарифной политики, которая должна стимулировать граждан пересаживаться с личного транспорта на метро. Помимо решения транспортных проблем и перераспределения пассажиропотоков, развитие внеуличных видов транспорта, в том числе и скоростного трамвая, положительно влияет на экологическую ситуацию.

Законопроект состоит из четырех глав, отражающих его основные содержательные и смысловые блоки: общие положения, транспортное обслуживание, развитие внеуличного транспорта, перевозка пассажиров внеуличным транспортом, заключительные и переходные положения.

На стадии обсуждения были предложения объединить регулирование железнодорожного транспорта и метрополитена в одном законодательном акте. В советское время метрополитен относился к сфере правового регулирования железнодорожного транспорта. Однако с формированием законодательства о железнодорожном транспорте метрополитен был исключен из сферы действия соответствующих законов. Теперь принято решение утвердить для этого вида транспорта отдельный закон, который бы восполнил существующий правовой пробел, говорится в пояснительной записке Минтранса.

У метро есть ряд особенностей, не позволяющих применять по отношению к нему законодательство о железнодорожном транспорте. Это различия в их технологическом и организационно-правовом механизме функционирования, субъектном составе. А также то обстоятельство, что железнодорожный транспорт, в отличие от метрополитенов, является единым технологическим комплексом, охватывающим всю сеть железных дорог.

Более того, если вписать метро в законодательство о железных дорогах, то к подземке нужно будет применять требования о конкуренции в сфере перевозок пассажиров, и положений, определяющих порядок взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктуры. Это не будет отвечать реализуемой Программе структурной реформы железнодорожного транспорта и создаст для метрополитенов трудности в реализации их основных задач, считают эксперты.

Сейчас в российском законодательстве отсутствует четкое законодательное определение понятия "метрополитен", несмотря на то, что данный термин употребляется в других законодательных актах. Урегулированы лишь вопросы разграничения собственности на имущество метрополитена, а также отдельные вопросы, связанные с организацией деятельности данного вида транспорта. Можно сказать, что регулирование деятельности метрополитенов осуществляется фрагментарно, на уровне субъектов, что создает проблемы при обеспечении прав хозяйствующих субъектов, пассажиров. Данный круг вопросов относится к сфере федерального законодательства, считают юристы Минтранса.

Согласно предложенной редакции закона, метрополитен, в отличие от электричек, осуществляет пассажирские перевозки внутри населенных пунктов. Линии внеуличного транспорта не входят в состав автомобильных дорог и не имеют с ними одноуровневого пересечения. Законопроект определяет метрополитен как вид электрифицированного городского внеуличного, перевозящего пассажиров и багаж по линиям, изолированным от линий иных видов транспорта и беспрепятственного прохода к путям пешеходов. Подобное разграничение полностью отражает сложившуюся практику организации деятельности указанных видов транспорта, в том числе распределение полномочий и финансовой ответственности по уровням государственной власти и местного самоуправления.

Отношения между метрополитеном и пассажиром регулируются преимущественно на основе устоявшейся практики. Для исключения излишних правовых коллизий перевозку метрополитеном предлагается понимать достаточно широко - как перемещение пассажира не только с одной станции на другую, но и как пользование инфраструктурой метрополитена, начавшееся и завершившееся проходом через пропускной пункт. Такой подход позволит четко фиксировать момент начала и окончания оказания соответствующих услуг, снимет излишние спорные моменты по поводу необходимости оплаты услуги при входе на станцию метрополитена, говорится в пояснительной записке.

В остальном набор прав и обязанностей пассажира и метрополитена остается неизменным по сравнению со сложившейся практикой, что фиксируется, в том числе, в утверждаемых на федеральном уровне типовых правилах пользования внеуличным транспортом.

Кстати

В Германии заказчиками услуг по общественным перевозкам выступают муниципалитеты, и скоростные виды транспорта эксплуатируются государственными компаниями со статусом публично-правовой корпорации. Берлинские транспортные предприятия (BVG) управляют метро, трамваями и автобусным сообщением в Берлине. Австрийская система общественного транспорта в целом копирует немецкую. Единственный метрополитен Австрии - Венский (WL GmbH) находится в собственности Венского муниципалитета. Контракт, заключаемый между WL GmbH и городом Вена, предусматривает ежегодное субсидирование в согласованных заранее размерах.

Во Франции сети метро интегрированы в общую систему пригородно-городского сообщения, и координацией деятельности транспортных компаний занимаются региональные Транспортные организации (АОТ), созданные при муниципалитетах, занимающиеся распределением финансирования между предприятиями из средств основного источника - особого транспортного налога (Versement Transport), которым облагаются предприятия регионов с числом сотрудников более 9 человек.

В Великобритании развитие скоростного внеуличного транспорта, включая метрополитен, осуществляется за счет средств консорциумов, образованных с участием частных компаний, компаний-операторов сетей и государственных банков, а также средств компаний-застройщиков жилых территорий (и деловых центров) и мэрии Лондона.

В крупных городах Канады управления общественным транспортом также организованы в качестве публичных корпораций с целью координации, планирования, финансирования и развития интегрированной межотраслевой системы перевозок скоростными и обычными видами городского транспорта.