06.09.2012 09:20
    Поделиться

    В Иркутске создадут институт бизнес-омбудсменов

    Бизнес-омбудсмен появится в столице Приангарья до конца этого года.

    К нему предприниматели смогут обратиться за поддержкой и советом, а то и за защитой, поскольку, по утверждению представителей бизнеса, соблюдать современное законодательство сложно - слишком много расплывчатых трактовок, позволяющих многочисленным контролирующим органам злоупотреблять своим положением.

    Побывавший на прошлой неделе с деловым визитом в Иркутске уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов, заявил, что одной из самых болезненных проблем в стране остается неправомерное уголовное преследование бизнесменов. Силовики и чиновники не просто чинят препятствия в работе, но порой смотрят на предпринимателя как на дойную корову, угрожая в случае отказа от "надоя" отобрать или разрушить бизнес. Любимым оружием здесь, по словам Бориса Титова, становится статья 159 УК "Мошенничество". Притом, что, по заявлению уполномоченного при президенте РФ, в 99 процентах возбужденных в отношении предпринимателей уголовных дел по этой статье нет пострадавшей стороны, правоохранительные органы настроены лишить подозреваемого или обвиняемого свободы. Для бизнеса полгода простоя, пока его владелец находится в СИЗО, - это верная смерть.

    - Мошенничество подразумевает приобретение чужого имущества, совершенное путем обмана, с целью личной наживы. Для этого нужен умысел. Но у нас не разбираются, был он или нет - любое невыполнение контрактных обязательств или неправильное использование государственных субсидий подводится под эту статью, - заметил Борис Титов.

    При этом, по статистике бизнес-омбудсмена, до сорока процентов дел, возбужденных по этой статье, затем закрывается ввиду отсутствия состава преступления.

    Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов признал, что, по опыту работы Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при региональной прокуратуре, права бизнесменов нарушаются прежде всего там, где существуют правовые лакуны. Как правило, это касается местного и регионального законодательства.

    - Каждый контролирующий орган должен иметь регламенты своей деятельности и правовые нормы, на которые опирается в работе, но на практике это далеко не так. С прошлого года прокуратурой было опротестовано более сотни правовых актов, однако полностью закрыть этот вопрос мы не можем.

    Такое положение дел создает благоприятную среду для злоупотребления полномочиями контролирующих органов.

    -Только в этом году мы исключили из плана проверок, составленного федеральными, областными и муниципальными контрольными органами - а это свыше двадцати тысяч мероприятий, - более 4,5 тысячи необоснованных ревизий, - подчеркнул Андрей Некрасов.

    Кроме того, он отметил, что зачастую права бизнеса нарушаются при распоряжении муниципальной собственностью, а также при размещении госзакупок.

    В отношении ущемления прав бизнеса в вопросах распределения муниципального имущества представителя прокуратуры поддерживает первый вице-президент Адвокатской палаты Иркутской области Олег Смирнов. В его практике чаще всего за юридической помощью бизнесмены обращаются по вопросам выделения земельных участков. Среди них - и затягивание сроков оформления документов, и отсутствие информации о свободных наделах. Система распределения земли в Иркутске в целом крайне непрозрачна, отмечает юрист. Такое впечатление, что полной информацией не владеют даже сами сотрудники комитета по управлению муниципальным имуществом, а об электронной карте земель Иркутска в открытом доступе, как это принято в других регионах, и мечтать не приходится. Особняком стоят вопросы подключения к инженерным сетям - в этой сфере запредельные тарифы и подчас невыполнимые условия.

    Председатель некоммерческого партнерства "Малые предприятия Иркутской области" Валентина Сокова заметила, что и сами предприниматели нередко нарушают законодательство, но часто потому, что соблюдать закон очень сложно, ведь иные правовые акты изобилуют коррупционными дырами, которые позволяют чиновниками трактовать нормы по своему усмотрению и часто в свою пользу.

    - При этом антикоррупционная экспертиза хотя и применяется, но не является обязательным основанием для внесения поправок в правовой акт, заявил директор Иркутского института законодательства и правовой информации имени М. М. Сперанского Алексей Петров. Федеральное законодательство не содержит в себе явного запрета на содержание коррупциогенных факторов в правовых актах. Поэтому даже если эксперты усмотрели такой фактор в законопроекте, то закон все равно может быть принят без поправок.

    - Поэтому помогать надо не только тем предпринимателям, кто прав в споре с чиновничьей машиной и чьи права явно попираются, но и тем, кто неправ - надо убеждать их, искать вместе выход из ситуации с минимальными потерями, который позволит сохранить бизнес, - убеждена Валентина Сокова. - Ведь каждый бизнес - не только вложенные силы и средства, и время отдельно взятого предпринимателя - это и рабочие места, и налоги. Контролирующие органы должны это понимать.

    Возможно, это направление тоже станет одним из пунктов деятельности омбудсмена по правам бизнеса, как только с его кандидатурой определятся в Приангарье.

    Справка "РГ"

    Во время визита уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ первый заместитель председателя правительства Иркутской области Николай Слободчиков обсудил с Борисом Титовым возможность подписания между Приангарьем и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" соглашения о сотрудничестве по улучшению предпринимательского климата и содействию развития бизнеса в регионе.

    Поделиться