06.09.2012 09:57
    Поделиться

    Эксперт: На пустующих сельхозпаях Приангарья разворовывают почву

    Около трети земель сельхозназначения в Иркутской области оказалось под угрозой деградации.

    Невостребованные при приватизации имущества колхозов и совхозов участки превращаются в нелегальные разработки торфа и гравия, в источник добычи почвогрунта для торговли на черном рынке, их всеми правдами и неправдами занимают под застройку.

    1 июля истек срок приватизации земельных угодий колхозов и совхозов. В Иркутской области невостребованными оказалось 27 процентов таких паев - более трехсот тысяч гектаров. В основном это участки в северных районах Приангарья, где земля не имеет такой ценности, как на юге области, - там и сельским хозяйством заниматься проблематично, и строители не проявляют интерес.

    В целом вместе с неразобранными паями сегодня в регионе пустует примерно 800 тысяч гектаров - около трети всех площадей сельхозземель.

    Между тем, по данным Россельхознадзора, большинство нарушений земельного законодательства отмечается на таких заброшенных землях. Самые распространенные (если вынести за скобки просто заросшие бурьяном, а местами и молодыми сосенками, паи) - это незаконная разработка полезных ископаемых и хищение плодородного слоя. В общей сложности каждое четвертое зафиксированное специалистами нарушение землепользования приводит к полной деградации земли, после которой вернуть ее в сельскохозяйственный оборот практически невозможно - нечего возвращать.

    Наиболее серьезно страдают земли, расположенные в непосредственной близости от речных долин. По данным минприроды Иркутской области, в регионе выдано лишь несколько десятков лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Между тем добыча гравия и торфа ведется чрезвычайно активно. Необязательно далеко отъезжать от Иркутска - понаб-людать за хищнической добычей минеральных ресурсов можно в районе поселков Урик и Хомутово.

    Каждый десятый нарушитель был пойман на краже плодородного слоя почвы - такой промысел поставили на поток в Иркутском, Эхирит-Булагатском, Бяндаевском районах области. Схема проста: на ничейные земли загоняют небольшой экскаватор, снимают плодородный слой (впрочем, чаще всего выскребается все, вплоть до материнской породы) и грузовиками развозят его на пригородные рынки. Там почвогрунт с удовольствием приобретут дачники, не сильно вникая в вопросы его происхождения. Такие машины уже с мая появились на окраинах Иркутска.

    - При этом штрафы для юридических лиц за подобные нарушения составляют всего двадцать-тридцать тысяч рублей, - отмечает начальник отдела земельного надзора областного Россельхознадзора Петр Пуляевский. - А для физических лиц и того меньше - до полутора тысяч рублей.

    Впрочем, даже наличие у пая хозяина отнюдь не гарантирует сохранности земли - номинальные владельцы, бывает, с удовольствием продают участок инвесторам, а то и сдают в аренду, чаще всего, китайским овощеводам.

    Скандалы вокруг китайских теплиц и плантаций возникают каждый год, главным образом - из-за щедрого применения ядов и удобрений из Поднебесной, которые нередко запрещены к использованию в России и ввезены контрабандой. Каждый сезон Россельхознадзор привлекает к ответственности 35-40 иностранных граждан, огородничающих на арендованных землях.

    В прошлом году, например, сотрудники межобластной ветеринарной станции обнаружили в помидорах, изъятых вовремя рейда по фермерским хозяйствам, опасный химикат - процимидон. Мало того, что выращенная таким способом продукция бывает, мягко говоря, неполезна, так еще и от бесконтрольного применения агрохимикатов истощается и становится непригодной земля. Ущерб земельным ресурсам от одного тепличного хозяйства, утверждает Пуляевский, в денежном эквиваленте может достигать 500 тысяч рублей. Всего же за семь месяцев этого года, по данным Россельхознадзора, земле был нанесен ущерб на 72 миллиона рублей - и это только зафиксированный.

    Нарушителей привлекают к ответственности, но дела тянутся долго, да и судебное решение далеко не всегда означает, что ущерб будет на самом деле взыскан. Чаще всего, у провинившихся нет средств.

    Лучший способ борьбы с подобным разбазариванием, по мнению специалистов Россельхознадзора, - возвращение земель в оборот. В ряде регионов местные власти пошли на то, чтобы выкупить пустующие площади у владельцев и впоследствии стали сдавать участки сельхозпроизводителям. Кстати, по закону, до 1 июля 2013 года муниципалитеты должны принять невостребованные земли, провести землеустроительные работы и распорядиться участками.

    Однако в территориальном управлении Россельхознадзора сомневаются, что в Приангарье местные власти успеют сделать все в указанный срок - камнем преткновения может стать немалая стоимость работ.

    Тем временем руководители агропредприятий, особенно на юге области, говорят о том, что они бы и рады взять земли в обработку, но пока нет законного механизма. Правда, областной минсельхоз предложил аграриям оформить брошенные земли - из регионального бюджета выделено почти двенадцать миллионов рублей на субсидии по оплате кадастровых работ. Однако процесс идет крайне медленно - в прошлом году на учет было поставлено только сорок тысяч гектаров.

    Поделиться