Чего боятся иностранные инвесторы, приходя в российские регионы? Прежде всего административных барьеров. Чтобы физически построить завод в нашей стране, требуется в среднем полгода, а чтобы юридически оформить его и пройти все необходимые по закону процедуры, начиная с получения разрешения на строительство и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию, - не менее двух лет.
Регулирование промышленной безопасности зашло в бюрократический тупик: существующий порядок запутан и неэффективен. Если сравнить систему контроля в РФ с немецкой, то там получается устойчивая пирамида, в основании которой - страхование рисков и независимый технологический аудит, а вершина - сам объект регулирования, который контролируют всего лишь два надзорных органа. У нас же пирамида перевернута и основная нагрузка ложится на вершину, то есть инвестора: ему надо пройти через "семь кругов ада", чтобы получить нужное количество справок.
Каждое предприятие обязано обеспечить строительную, промышленную, экологическую, радиационную, пожарную безопасность, заниматься охраной труда и промсанитарией. Ростехнадзор контролирует шесть из семи этих сфер, одновременно они входят в сферу влияния Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Госпожнадзора, Главгосэкспертизы и, вдобавок, региональных регуляторов. Налицо противоречие со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании", где сказано, что возложение одних и тех же полномочий - контроля соблюдения требований технических регламентов - на два и более органов недопустимо.
В июне состоялась межотраслевая конференция РСПП по промышленной безопасности, где выступали представители Ростехнадзора и показали новую, давно ожидаемую, классификацию опасных производственных объектов (ОПО). В России их зарегистрировано 298 тысяч. Получилась довольно интересная статистика: 96,3 процента ОПО попадают в III и IV класс опасности - вероятность наступления аварии на них составляет менее одного процента. По сути, мы очень серьезно контролируем практически не опасные объекты. Это приводит к росту административных барьеров и потенциально к сокращению притока инвестиций в перерабатывающую промышленность.
Чтобы переломить ситуацию, считаю необходимым ввести уведомительный порядок начала эксплуатации объектов и некоторых этапов строительства. А также дифференцировать меры регулирования в зависимости от степени опасности объекта. Необходимо исключить дублирование контрольно-надзорных процедур и требований к документации, ускорить сроки рассмотрения заявок от иностранных инвесторов - в первую очередь на региональном уровне. К примеру, вполне можно обойтись без подписи представителей Ростехнадзора на акте приемки в эксплуатацию построенного объекта III или IV класса опасности или акте подключения его к энергетической инфраструктуре. Также избыточна, на мой взгляд, процедура согласования с Ростехнадзором положения о производственном контроле и плана ликвидации аварий - в последнем случае вполне достаточно МЧС.