Выставкой "Самодельная Россия" Владимира Архипова официально открывается на "Красном Октябре" Red October Gallery, которая станет совместным проектом Владимира Овчаренко и компаний Гута. Проектом, как подчеркивал на пресс-конференции Овчаренко, некоммерческим. Говоря о нем, Овчаренко даже предпочитает слово "институция" - "галерее". Здесь обещают популяризировать современное искусство, выбирая тех художников, которые способны вызвать отклик у зрителя.
Владимир Архипов - точно из их числа. Инженер по образованию, с начала 1990-х он увлекся тем, что стал собирать народные "самоделки". Причем поначалу вроде далеко ходить не пришлось - благо папа у него человек рукастый, и из десяти вилок соорудил антенну на телевизор, для приема дециметровых каналов в Коломне. Это было в начале 1990-х, до всех еще спутниковых тарелок. Расчет мастер взял в журнале "Радио", вместо кисточек пошли в ход вилки. Поскольку зря в шкафу место занимали. Вилки были куплены в то время, когда в магазинах шаром покати было. А деньги пропадали - инфляция же была страшная, вот и купили вилки. Эта десятивилочная антенна - по-прежнему украшение коллекции. Но кроме нее много чего можно любопытного обнаружить. От фартука, сшитого из полиэтиленовых пакетов из-под молока (очень даже поп-артовский объект получился), до беседки из парашюта. От садового шкафа, созданного из ржавого автомата "Газированная вода" (надписи на нем хранят память о пронзенных стрелой сердцах и сообщениях, что здесь были люди), до самодельной доски с парусом для виндсерфинга... Так сказать, нужен алый парус - сделай его сам!
Архипов вроде выполняет роль такого чудака, собирателя диковин, созданных народными умельцами. В чем тут искусство, спрашивается? В том, что он догадался собрать их, записать рассказы создателей и владельцев этих сокровищ, посвятить им сайт www.folkforms.ru и показать все это на выставке? Ну начнем с того, это не так уж мало. Потому как такая археология повседневности говорит не о вещах только - об огромном мире, который не попадает в фокус внимания. Мире, что "зависает" между ширпотребом хайтека и промыслами кустарей: при всей разнице вещи и тех, и других делаются по привычному образцу. А "найденные объекты" Архипова из этих образцов выбиваются. Одни отсылают к архаике, как острога, сделанная из печной кочерги, - орудие лова, а при случае и оружие, явившееся из мира сурового мира неизбалованных комфортом людей. Тех, что могли бы быть героями Джека Лондона и Арсеньева. Другие - взывают к юмору сюрреалистического толка. Как, допустим, пластиковый чемодан на колесиках благородного светло-серого цвета. Ему бы ездить по блестящим полам международных аэропортов. Всем хорош, да ручка сломана. А чемодан без ручки - сами знаете, что такое. И вот к чуду дизайнерского искусства умелец приделал рукоять из гнутого ржавого прута. А прикрепил ее двумя веревками. А чтобы они не ослабевали, двумя обструганными палочками их закрепил-закрутил. Словом, перед нами дружеская встреча хайтека с low-tech ом, плюс встреча разных экономик - общества потребления и натурального хозяйства. Еще одно доказательство того, что структуры разных эпох (не говоря уж об образе жизни) мирно сосуществуют в настоящем.
Мало того, эти вещи больше говорят о своих обладателях, чем способен ipad или 600-й "мерс". Планшет и авто вписывают своих хозяев в стройные ряды продвинутых, обеспеченных пользователей. Каких угодно современных, но заведомо лишенных неповторимости. Трехколесный велосипед с тележкой из супермаркета вместо багажника, рожденный из обычного Stinger а, или придверной коврик из пластиковых крышек от бутылок, заявляют об индивидуальности, находчивости, практической сметке и чувстве юмора. И самое невероятное - о тяге к прекрасному. Надо видеть этот коврик, где крышки подобраны по цветам, или любовно сделанный детский домик, покрашенный снаружи, с крышей, затейливо вырезанной по краям...
Кажется, что проект Архипова выглядит идеальным продолжением "Русского бедного". Но это лишь на первый взгляд. Те работы делались художниками, которые обыгрывали отсылки к минимализму и арте повера. Здесь же вещи, в которых Архипов выявил потенциал современного искусства, сделаны для своих нужд обычными людьми.. Опять же, на биеннале в разных концах света Архипов со своим самоваром не ездит. Он самовары на месте находит. В Западной Англии и Ирландии, Италии и Германии, Северной Америке и Южной... Теперь вот в Китай собирается. Получается, такое "интернациональное бедное"?
Пожалуй, нет. Эта выставка не о том, что голь на выдумки хитра. Если это и демонстрация хитроумия, то оно того же толка, что было у Одиссея. Герой старинного эпоса, непотопляемый, неубиваемый, выкарабкивающийся из любых передряг и приключений, оптимизмом напоминает фольклорных персонажей. Собственно, проект Архипова своего рода напоминание, что Одиссей, точнее, его потомки - живы. Похоже, Владимир Архипов выступил в роли Владимира Даля. Только вместо пословиц он собирает "меткие" вещи-загадки. Получается колоритный сказ про современную жизнь. Лукавый и жесткий, веселый и точный. Впрочем, как известно, лучше один раз увидеть...