Городское такси будет возить москвичей даже на короткие расстояния

В сентябре столичные транспортники обещают устроить в Москве маленькую революцию в области услуг такси.

Цель - попытаться сделать такси по-настоящему общественным транспортом, удобным и доступным, возить пассажиров не только на дальние расстояния, но предоставлять услуги такси на короткие поездки.

В качестве эксперимента 18 крупных компаний - членов комитета по вопросам таксомоторных перевозок Торгово-промышленной палаты Москвы - планируют объединить свои базы заказов и сделать общую программу по их распределению. Как рассказал "РГ" глава этого комитета Богдан Коношенко, сегодня доходит до абсурда, например, компания получает заказ на Бабушкинскую и гонит сюда машину с Сухаревской, хотя поблизости, в Свиблово, стоит такси другой компании, которое отправляют по вызову на Сухаревку.

Теперь все заказы 18 компаний будут сортировать. Если, например, у перевозчика, получившего заказ, нет возможности быстро подать машину, он передает его другому - тому, кто находится ближе к клиенту. Все компании должны показывать свои заказы друг другу.

"Таким образом, - говорит Коношенко, - мы оптимизируем логистику и сократим холостые пробеги. Сегодня такси приезжает к клиенту в лучшем случае за 30-40 минут. Мы хотим сократить время подачи машины до 12 минут. Это возможно при большом автопарке. На 18 наших компаний приходится больше 4 тысяч машин".

Тогда станут возможны даже короткие поездки, скажем, от метро до дома на пару километров.

В булочную на такси

Во многих городах такая услуга давно и эффективно работает. Скажем, в небольшом городке Жуковка Брянской области такси - самый доступный способ перемещения по городу. Уже через 10 минут после вызова по телефону прибудет машина с шашечками и за 100 рублей довезет хоть до соседней булочной. То же - и в подмосковных Мытищах, Чехове, Дедовске. А в Москве - по-другому. Тут трудно найти легального перевозчика, который согласится везти такого "короткого" клиента. Невыгодно. Вот на другой конец города за 2 тысячи рублей - пожалуйста.

Попытка вызвать официальное такси на 1,5 км обычно заканчивается озвучиванием цены проезда: 300 рублей за подачу машины плюс еще за километры. И ждать придется не менее 40 минут.

Между тем самый большой спрос в Москве - именно на короткие поездки: например, от дома до поликлиники, музыкальной школы или ближайшей станции метро. А перемещения в центре Москвы? Скажем, между Покровкой и Таганкой - всего 2 км по кривым улочкам, а на общественном транспорте с пересадками - все 40 минут. Таких маршрутов в пределах Садового кольца - сотни.

Сейчас рыночную нишу "такси от бордюра" отрабатывают "леваки", которые за 150 рублей готовы довезти клиента в любое место поблизости.

Для примера - в Нью-Йорке половина всех поездок на такси - менее 3 км или 10 минут. В Москве и среднее расстояние у официальных таксистов больше (13-16 км), и время поездки (50-60 минут).

Рабочая группа департамента транспорта подсчитала, что сейчас в Москве "от бордюра" работают 49 тыс. автомобилей. Видимо, в основном - нелегалов, поскольку город выдал всего 18 тысяч разрешений на работу такси.

Слишком большой город?

"Даже 20 лет назад, когда автомобилей в Москве было меньше, - говорит глава Московского транспортного союза Юрий Свешников, - чтобы обеспечить подачу такси в течение двух часов, нужно было держать на линии одновременно 500 машин, а чтобы сократить ожидание до 40 минут - 2000".

Проблема Москвы в размерах. С сегодняшними пробками, чтобы машина быстро подъехала, на линии должны быть десятки тысяч машин, причем в одних руках. А парки даже самых крупных компаний - не больше 1000 машин. Расширять их невыгодно: рынок такси ограничен, и львиная доля занята нелегалами.

"Они демпингуют на коротких маршрутах, не платят налоги, не содержат техническую и медицинскую службу, не смотрят за состоянием своих машин, - говорит Свешников. - За счет экономии на всем у них цены ниже. Но всегда найдутся те, кто будет садиться к бомбилам".

Выходит, что и сегодня компания с тысячным парком машин гарантирует время прибытия к клиенту примерно за 2 часа. Пассажир, которому надо доехать 2 км до метро, столько ждать не будет.

Возможно, затеянный эксперимент поможет вытеснить "бомбил" из этой ниши. Если система из 18 компаний заработает и время прибытия машины по вызову действительно сократиться до 12 минут, то нелегалам придется трудно.

Не исключено, что снизится и стоимость подачи машины, хотя однозначно об этом говорить еще рано. Пока предложение городских властей ввести единые тарифы, снизив стоимость подачи такси днем до 100 рублей, а километр пути - до 30 рублей, не встретило понимания у предпринимателей. Причем на сторону таксистов встал антимонопольный комитет, указавший департаменту, что единый тариф на таком конкурентном рынке - вещь странная. Хотя вряд ли найдется какой-либо другой способ, гарантирующий пассажиру, что по приезде на место с него не потребуют счет размером в его зарплату.

Кстати

В городе уже год действует программа Яндекс.Такси, помогающая ускорить приезд машины. Надо только скопировать из Интернета на смартфон приложение, активировать его, и можешь искать свободные машины в округе. Как рассказала "РГ" представитель Яндекса Элина Ставиская, сейчас Яндекс.Такси напрямую работает с 15 крупными службами такси и еще с 80 службами - через партнеров. В общем "парке" 6000 автомобилей. Каждую секунду на связи с сервисом - 2000 водителей. Заказ принимает тот, кто находится в радиусе до 5 км от пользователя. Среднее время подачи машины сегодня- те же 12 минут. У самого Яндекса, конечно, никаких машин нет, он дает лишь доступ к системе, в которой потенциальный пассажир может выбрать компанию с наиболее подходящей ценой.

Цифра 13 минут

- среднее по столице время прибытия "Скорой помощи" на срочный вызов в 2011 году.