Подозреваемый в убийстве женщин в Казани просит домашнего ареста

Если роман Достоевского "Преступление и наказание" родился из полицейской хроники, то сегодня великие романы русской литературы становятся полицейской хроникой современной жизни.

"Я находился сзади нее, она не видела. Я размахнулся, ударил ее ножом в живот. Она вскрикнула, откинулась от боли на спинку дивана, а я начал прижимать ее, схватив за горло. Не помню, сколько еще ударов нанес, но пять точно. В этот момент я услышал шаркающие шаги ее матери. Вышел ей навстречу и ударил ножом в живот или в район солнечного сплетения, точно не помню. Она спросила: "Зачем ты это делаешь?". Я ничего не ответил и попытался ударить ее еще раз. Она схватила нож за лезвие, хотела отвести удар и закричала: "Помогите, убивают!". Кричала довольно сильно, я даже удивился, почему соседи на крик не сбежались".

Вот как на первом допросе Игорь Данилевский, достаточно спокойно, описал свои действия.

У жестокого убийства пенсионерки и ее дочери в Казани, как поначалу следовало из признаний подозреваемого, весьма прозаичная причина - деньги, а надпись "Free Pussy Riot" - лишь попытка запутать следствие.

После задержания Данилевского его адвокат Шамиль Ахметсафин сообщил, что тот дал признательные показания под давлением сотрудников полиции и угрозой изнасилования. Однако МВД по Татарстану категорически это опровергло, подчеркнув, что версия о причастности Данилевского к двойному убийству строится не только на его признаниях, но и на ряде вещдоков, найденных у него на балконе, а показания он давал "с большой охотой".

Напомним, вечером 29 августа на улице Фучика в татарстанской столице в собственной квартире были обнаружены тела 76-летней Фариды Зариповой и ее 38-летней дочери. Прибывшие на место полицейские увидели жутковатую картину - трупы убитых лежали на полу в форме цифры 69, а на стене в кухне кровью было написано: "Free Pussy Riot".

Когда оперативники начали отрабатывать "ближний круг" убитых, стало известно,что младшая из потерпевших 23 августа должна была выехать в Симферополь со своим 38-летним приятелем Игорем Данилевским - кандидатом философских наук, преподавателем нескольких местных вузов, писателем. На его балконе во время обыска полицейские нашли личные вещи и документы убитых, их мобильные телефоны, нож, которым предположительно была совершена расправа, а также долговые расписки от имени Данилевского на различные суммы.

Подозреваемый рассказал, что причиной преступления стала ссора из-за денег. С Лилией они были одногруппниками в институте. Обещая жениться, он даже уговорил женщину взять несколько сотен тысяч рублей в банке, чтобы погасить часть своих долгов перед кредитными учреждениями.

- Желая создать видимость чувств, Данилевский предложил подруге вместе отдохнуть в Египте. Позже он предложил съездить в Крым, а 22 августа сказал, что отпуск и вовсе откладывается на январь, - пояснил представитель Следственного комитета РФ по Татарстану Андрей Шептицкий. - В ответ на это, по словам подозреваемого, женщина начала его упрекать, что и привело псевдовозлюбленного в ярость. И он схватил лежавший в комнате нож.

Суд Казани заключил Данилевского под стражу на два месяца, до 29 октября. Следствие настаивало на том, что тот совершил особо тяжкое преступление, может оказать давление на свидетелей и вообще скрыться, так как имеет загранпаспорт. Сам подозреваемый просил более мягкую меру пресечения и заявил, что убийство совершено в состоянии аффекта.

- Я во всем сознался. Очень просил бы меня не арестовывать, а применить домашний арест, - сказал Данилевский.

Мать Данилевского так и не смогла поверить, что ее сын стал фигурантом уголовного дела.

- Когда его задерживали, мой сын сам сказал мне, что он не виновен, - заявила она журналистам. - Боюсь, его заставили дать признательные показания.

Своего сына женщина называет неординарной личностью: "В детстве он всегда хорошо играл в шахматы, а в 4-м классе пошел в школу с томиком Чехова под мышкой. Его называли вундеркиндом".

Наличие финансовых сложностей она не стала отрицать, заявив, что "у него были небольшие кредиты за поездку на отдых за границу, но это небольшие суммы, которые он исправно выплачивал".

- Зачем вы написали на стене "Free Pussy Riot"? - спросили подозреваемого в двойном убийстве.

- Чтобы отвести от себя подозрения, - ответил Данилевский.

- А как вы относитесь к этой группе?

- Я на их стороне, - заявил он.

До случившегося Данилевский вряд ли походил на человека, имя которого может оказаться в криминальной сводке. Единственный ребенок в семье. Школу закончил с золотой медалью, институт - с красным дипломом. Кандидат философских наук, до 2008 года он работал в Казанском энергетическом университете, а до последнего времени - в Казанском архитектурно-строительном университете. Правда, в вузе сейчас утверждают, что Данилевский в июне уволился по собственному желанию.

Среди студенток, учившихся у Данилевского, ходили слухи, что тот требовал интимных отношений за сдачу зачета или экзамена, и на него якобы даже жаловались в деканат.

Сегодня Данилевский явно доволен всеобщим вниманием.

Литература

В 2010 году в одном из московских издательств небольшим тиражом был выпущен роман Игоря Данилевского "Сессия: дневник преподавателя-взяточника".

Действие происходит в вымышленном городе Волго-Камске, в котором легко угадывается Казань. Главный герой - насквозь коррумпированный преподаватель университета Игорь Сокол. Он без особых угрызений совести берет взятки и склоняет студенток к сексу за зачеты. Игорь Владиславович высокомерен, циничен, но при этом не чужд духовных исканий.

В финале студенты пишут жалобу на преподавателя, и тот оказывается на грани увольнения. В растрепанных чувствах главный герой едет за город, чтобы прогуляться по древнему монастырю:

"Уже видя метрах в двухстах впереди меня горстку людей, собравшихся в ожидании автобуса, я ускоряю шаг и нагоняю одиноко вышагивающую бабку с клюкой. (...)

- Вот, сынок! - скрипит она своим голосом, как ключ в ржавом замке. - Бог-то все видит! Поэтому ты и пришел сюда!

Так, думаю, все ясно: типичная чокнутая. Я больше не смотрю назад и увеличиваю темп, но слышу слова, несущиеся мне вслед:

- Убери гордыню, сынок! Это самый страшный грех! Смирись, и тогда все у тебя будет хорошо!

- Эх, - думаю я, - идиотка ты старая! Возможно, мне действительно пора остепениться или вообще сменить профессию. Но главное не в этом, а в том, что ты прожила, наверное, целую жизнь с ценностями, которые по большей своей части ни хрена не стоят. Ты бы знала, что если б все были такими смиренными, как того требует твоя дебильная вера, то я бы никогда не съездил ни в Перу, ни в Италию, ни в Камбоджу, а только дрожал, как последняя тварь, живущая на государственное подаяние, как наверняка дрожишь ты, ожидая прихода смерти. И именно потому, что некоторые из подчиненных мне деток не были смиренными, я сейчас здесь, не знающий, куда податься и что делать дальше. Да, последние четыре года я жил не самой нравственной жизнью. Я мздоимствовал; растлевал тех, кто и сам растлеваться был не прочь, но эти четыре года были по-своему самыми счастливыми в моей жизни. Если бы ты была существом мужского пола моего возраста, совсем не факт, что ты бы на моем месте делала иначе...

А вместо всего этого ты бредешь одна по дороге и порешь всякую чушь. Но не исключено, что я зря тебя сейчас крою на чем свет стоит. Быть может, что мы все - и я, и те, кто одной со мной профессиональной принадлежности, и даже ты, растерявшая последние мозги, - виноваты лишь в том, что живем в гнилое время. Время, когда надо или брать что попадается под руку, или прямой, как эта трасса "Волго-Камск - Москва", дорогой сходить с ума от безысходности"...

Роман Данилевского написан от первого лица и, по всей видимости, будет интересен психологам-криминалистам.