Одиннадцатилетнего Колю в клуб привела мама. Малыш родился с синдромом Дауна. Отец почти сразу после рождения больного ребенка из семьи ушел. Это, к сожалению, обычное явление: отцы не выдерживают испытания таким горем. Однажды Колина мама узнала, что есть клуб, куда принимают детей с таким диагнозом, причем их не изолируют от здоровых ребятишек. Директор клуба Наталья Птухина определила Колю в группу для занятий методом иппотерапии.
Первые три месяца мама привозила сына в клуб на такси: мальчик не мог сам передвигаться, был агрессивен и озлоблен. Три дня ушло на знакомство с лошадью Леей. Потом инструктор посадил мальчика на лошадь без седла. Начались регулярные занятия. Через три месяца ушла агрессия, Коля начал общаться с окружающими, со спортсменами клуба.
К концу года мальчик изменился внешне: из неуклюжего увальня стал превращаться в стройного подростка - потерял 20 килограммов.
Упущу подробности. Скажу только: изменения в Коле - гигантский труд сотрудников клуба. Через три года мальчик почти не отличался от здоровых ровесников. А кончилась эта история почти анекдотически. Через шесть лет занятий в клубе в один из октябрьских дней Коле пришла повестка... в армию. Все уже успели забыть, что у него синдром Дауна. (Даунов, как известно, на военную службу не призывают.)
Теперь Коля вместе с мамой занимается частным предпринимательством. Точнее, бисероплетением. А ведь обычно дауны на подобное творчество неспособны...
А шестилетнего Сашу мама привела в клуб после того, как уже отчаялась водить сына по разным специалистам: он не произносил ни слова. Посадили Сашу на лошадь. Мальчик проходил раз за разом занятия по реабилитации, но по-прежнему молчал. Однажды, когда его сажали на лошадь, на весь огромный манеж прозвучало: "Что вы делаете, я же сейчас упаду!" Мама смотрит на инструктора Наталью Исфировну, Наталья Исфировна - на маму: "Кто это сказал?" Но тут прозвучала еще одна фраза: "Поправьте меня. Я же упаду!" У мамы истерика - сын заговорил! Заговорил так, что потом его уже трудно было остановить. "Почему ты раньше не говорил?" - допрашивали инструкторы Сашу. "А мне не надо было. Меня все устраивало. А теперь я хочу говорить с лошадью, чтобы она меня понимала..."
Сейчас в "Кентавре" занимаются 70 детей и подростков с ограниченными возможностями. Лечат их три лошади - Лея, Белоснежка и Американка. А всего в этом удивительном клубе почти 200 детей.
И главное - они не разделены, главное, что здоровые не отворачиваются от больных, не считают их изгоями. Здесь удивительно бережное отношение к тем, кто не совсем здоров, здесь норма - покровительственная забота о них. Здоровые искренне радуются малейшим успехам тех, кого обделила природа...
Когда крохотный Руслан с ДЦП однажды пошел сам, в клубе было настоящее торжество: общее чаепитие с огромным тортом. Все поздравляли Руслана, его маму, инструктора, волонтеров.
В тему
Свете, которая во время беременности перенесла краснуху, предложили прервать беременность: обследование показало, что она носит дауна. Света на убийство не согласилась. Муж оставил семью. В одном из лечебных учреждений Свете посочувствовали и предложили... отдать мальчика на органы. Мать не согласилась. Теперь она и сын живут в Испании, где иное отношение к детям с ограниченными возможностями. Ее мальчик не вызывает презрения и неприязни у окружающих. Он учится в обычной школе с обычными детьми. И учится, между прочим, хорошо. У нас подобных примеров пока мало. Потому так важен опыт ульяновского "Кентавра". Важен, увы, не для всех. Год назад у клуба отобрали две ставки педагогов дополнительного образования, которые занимались с больными детьми методом иппотерапии. Не нужны такие специалисты?..
Досье "СОЮЗА"
Иппотерапия - это лечение лошадью. Еще Гиппократ заметил, что общение с этим красивым и умным животным способно исцелять самые, казалось бы, неизлечимые болезни. 15 лет клуба "Кентавр" - наглядное доказательство правоты древнего мудреца.