Прежде всего президента спросили, не опасно ли, что политика в АТЭС подавит экономику? Когда организация только создавалась, главной целью была либерализация мировой экономики. И именно это будет ключевым во Владивостоке, объяснил он. Впрочем, и тему "горячих точек" опускать не будут и в ходе дискуссии, и на двусторонних встречах, дал понять Путин.
Может быть, России следует пересмотреть позицию по Сирии, спросили тогда президента. "А почему только Россия должна переоценивать свою позицию?" - не согласился он. США в свое время зашли в Афганистан, а "сейчас все думают о том, как унести оттуда ноги", привел пример глава государства. В арабских странах, где произошли "известные события", порядка тоже нет. Что же до Сирии, то самое важное - прекратить насилие, повторил много раз озвученную позицию глава государства. Стороны должны начать переговоры и только после этого заниматься внутренним устройством. Перемены не обязательно должны быть кровавыми, добавил он.
В Женеве была выработана "дорожная карта", но потом многие "по-тихому съехали с этой позиции", напомнил президент. "Первое, что нужно сделать, - подчеркнул Путин, - это прекратить поставлять оружие в зону конфликта". У России очень добрые отношения с арабским миром, но во внутриисламские конфликты погружаться не хочется, дал понять глава государства.
События на Ближнем Востоке, по мнению президента, подготовлены самим ходом истории - там лидеры просмотрели необходимость перемен и не произвели реформ. "Благо это или это приведет к большим проблемам, пока трудно сказать", - заметил Путин. А вот насилие и отсутствие устойчивых эффективных политических структур вызывает тревогу.
Безусловно, не могли не спросить Путина и о грядущих выборах в США. Тем более что из-за них на саммит не приедет Барак Обама (должен был присутствовать на съезде Демократической партии). Барак Обама и Дмитрий Медведев за 4 года укрепили отношения двух стран, считает Путин. Но проблема ПРО остается, и стремление решить ее в одностороннем порядке может нарушить стратегический баланс. А дальше может последовать гонка вооружений. Если Обама станет президентом, этот вопрос можно будет принципиально решить, тем более что он этого хочет, считает глава государства. В отсутствии американского лидера на АТЭС Путин ничего необычного не видит и относится к этому с пониманием - и так будет 20 экономик представлено первыми лицами и главами правительств.
"Мне кажется, что он искренний человек и реально хочет многое поменять к лучшему", - выразил свое отношение к американскому коллеге президент РФ. "Но сможет ли он это сделать, дадут ли ему?" - задался вопросом он. Ведь есть военное лобби и госдеп.
"Для того чтобы решить проблему ПРО, надо согласиться и внутренне принять, что мы друг для друга являемся надежными партнерами и союзниками", - объяснил Путин. То есть согласиться, что обе стороны имеют равноценный доступ к управлению системой. Но сфера эта чувствительная. "Я не знаю, готовы ли наши партнеры к такому сотрудничеству", - признался президент. Россия предложила компромисс, но они отказываются. Придется и дальше вести диалог. Но это не отменяет мыслей о том, как защитить себя, по мере того как американцы развивают свою систему ПРО, предостерег Путин.
Впрочем, если Обаму не выберут, то и с Миттом Ромни Кремль сможет работать. "Настолько эффективно, как этого захотят наши партнеры", - оговорился Путин. Позиция Ромни - это отчасти предвыборная риторика, но при этом безусловно ошибочная. "Вести себя так на международной арене - это все равно что использовать инструменты национализма и сегрегации во внутренней политике своей собственной страны", - считает он. Возникает вопрос к той же ПРО - если американцы говорят, что она не против России, то что же будет при президентстве Ромни? Ведь для него Россия - враг номер один. "Значит, это тогда уж точно будет против нас", - сделал вывод Путин.
Те страны, которые обвиняют Россию в нарушении прав, сами не так уж невинны. США инициировали "список Магнитского". В то же время у них есть смертная казнь, а в России нет, сказал Путин. Можно было бы и самим создать не один список, но Москва этого не делает.
Да, смерть Магнитского в тюрьме должна быть расследована. "Если кто-то виноват, значит, этот кто-то должен быть наказан", - считает глава государства. Но политической подоплеки тут нет. Трагедия если и есть, то носит уголовно-правовой и формальный характер. Просто кому-то хочется испортить отношения с Россией. Что же делать? "Принять адекватные меры, объявить список чиновников другой стороны, которая приняла в отношении России такие меры. Так и делать", - ответил Путин.
От дела Магнитского разговор плавно перешел к Pussy Riot. Президент попросил перевести название группы на русский. "Не могу сказать, - вышел из положения журналист. - Может быть, вы подскажете?" "Вам неудобно это сделать по этическим соображениям? - переспросил Путин. - Даже в английском языке это звучит неприлично". Эти граждане навязали свое название и заставили всех произносить его вслух, заметил он. По мнению Путина, наказание должно быть адекватно содеянному. Не став комментировать решение суда, он напомнил о других деяниях группы, в том числе и о групповом сексе в публичном месте. Уже тогда нужно было обратить на это внимание властей, считает он. Акции девушек в храме президент назвал "шабашем", добавив, что государство должно защищать чувства верующих. Сам приговор Путин комментировать не стал. "Я просто стараюсь не касаться этого дела вообще, - отрезал он. - Я знаю о том, что там происходит, но я туда совершенно не влезаю".
Вопрос о "закручивании гаек" в отношении оппозиции Владимир Путин парировал примером беспорядков в Англии. "Разве лучше доводить до такого состояния, а потом в течение года всех отлавливать и сажать в тюрьму? - спросил он. - Может быть, лучше не допускать таких проявлений". В качестве шагов по пути демократизации он привел в пример новый законопроект о выборах сенаторов и инициативу об интернет-голосовании.
Говоря о борьбе с коррупцией, президент признал, что ее уровень очень высокий, но это характерно для всех стран с переходной экономикой. В том числе это связано с моралью, поэтому нужно добиваться неприятия обществом ее как явления.
Владимир Путин также написал статью для азиатского издания американской деловой газеты "Уолл-стрит джорнэл" под названием "Владивосток-2012: российская повестка для форума АТЭС". Во многом она перекликается с интервью, но здесь Путин уделяет довольно много внимания теме интеграции. На примере АТЭС видно, что она подает позитивный сигнал бизнесу, пишет он.
Глава государства критикует "рецидивы протекционизма" и "завуалированные торговые войны" и советует вместе отвечать на вызовы современности. Кроме того, Путин подчеркивает, что на форуме АТЭС Россия выступает не одна, а от имени участников интеграционной "тройки" (РФ, Белоруссия, Казахстан). ТС и ЕЭП могут стать связующим звеном между Евросоюзом и АТР, считает он. И уже сейчас можно было бы подумать о "транспортном контуре" этого интеграционного проекта.
Заседания саммита пройдут 8 и 9 сентября.