Приятные открытия начинаются прямо в аэропорту: уютно, удобно, все пограничные формальности занимают не больше пятнадцати минут. А ведь любой аэропорт - это визитная карточка страны, там сразу понимаешь, куда ты приехал и что тебя может ждать в дальнейшем.
Выйдя из терминала, я сел в такси, показал водителю написанный на бумажке адрес отеля. Поехали. Водитель все время что-то бормотал. Прислушавшись, я понял, что он клянет погоду.
- Это что у вас, часто льет как из ведра?
- Бывает, - с готовностью ответил он. И тут же добавил: - Но я специально для вас попрошу хорошую погоду.
- Это как же?
- Да отправлю туда e-mail, - он показал рукой на небо. И засмеялся. - Вы сколько дней будете у нас?
- Около недели.
- Вот я и попрошу у них, чтобы все эти дни не было дождя.
Шутка эта ему так понравилась, что водитель еще несколько раз на все лады повторял: "Отправлю e-mail прямо на небеса".
- Вы китаец? - не очень корректно спросил я.
- Нет, - возразил водитель. - Я сингапурец. И мои родители тоже сингапурцы. А вот дедушки и бабушки жили когда-то в Китае, это правда. Но я сингапурец.
Потом, в своих последующих поездках на такси, я неизменно спрашивал водителей, кто они по национальности. И всякий раз ответ был одинаков: "Я сингапурец". Однажды меня вез человек явно мусульманского вида: облаченный в белые одежды, на голове у него была светлая шапочка-тюбетейка. "Вы, наверное, малазиец"? - "Нет, я сингапурец". - "Ну, хорошо, а родители ваши?" - "И они сингапурцы. Мы все - сингапурцы".
Хотя на самом деле был он, конечно, этническим малазийцем. Как и другой таксист был индийцем, а первый - китайцем. Но сейчас все они - граждане Сингапура, чем открыто гордятся и на чем твердо настаивают. И это внушает уважение к государству, раз все тут такие патриоты. И сразу думаешь: вот бы и у нас так! Как бы сделать, чтобы все живущие в России люди - русские, татары, чечены, дагестанцы, евреи, якуты, все-все - называли бы себя россиянами. Тогда бы у нас не было многих проблем.
Это здесь не само собой получилось. Когда в конце 60-х годов прошлого века бывшая британская колония обрела независимость, то местные общины - китайская, малайская, индийская - были разрознены и порой сильно конфликтовали друг с другом. Потребовались годы мудрых и последовательных усилий правительства, чтобы теперь они почувствовали себя гражданами единого и процветающего государства.
***
И вот в этих словах - про цветущее государство - содержится главное объяснение существующей национальной гармонии. Кто же не захочет называться сингапурцем, если Сингапур - первый в мире по множеству важнейших для жизни показателей. Здесь самая высокая доля ВНП на душу населения. Самая большая обеспеченность социальным жильем. Самое лучшее здравоохранение. Отсутствует коррупция. Нет уличной преступности. Даже в часы пик не бывает "пробок". Да и другие стандарты жизни на высоте: судопроизводство, образование, экология...
При этом самое маленькое государство Юго-Восточной Азии напрочь лишено каких-либо природных ресурсов, сюда даже питьевую воду до недавних пор завозили из соседней Малайзии.
При этом здесь хоть и мягкий, но авторитарный режим и явное отсутствие ряда привычных для западного общества демократических свобод. Запрещены уличные шествия и митинги. Средства массовой информации поставлены в жесткие рамки и, хотя официально цензуры нет, но фактически она есть и очень строгая. Интернет контролируется: если ты каким-то чудом, но все же зайдешь на порносайт, то жди чиновника с неприятными вопросами. Сменяемость власти относительная. За провинности могут приговорить к порке, а тяжелые преступления наказываются смертной казнью.
Да, демократии (в привычном для нас понимании) нет, а процветание налицо. Как же так? Ведь западная, да и наша либеральная общественность денно и нощно твердят: только свободное общество может достичь успехов в рыночной экономике. Загадка...
Стоило, согласитесь, проделать путь в восемь тысяч километров, чтобы попробовать во всем этом разобраться.
***
Большинство активно читающих людей знают: у сингапурского чуда есть конкретный родитель и зовут его Ли Куан Ю. Это он в 60-е годы, став премьер-министром независимого государства, поставил перед собой амбициозную и казавшуюся многим недостижимой цель: сделать своих граждан счастливыми, а свою страну - великой.
Я не буду сейчас подробно рассказывать о том, как ему это удалось - сам Ли Куан Ю в своей книге "Сингапурская история: из "третьего мира" в "первый", ставшей библией для многих политиков и экономистов, блестяще шаг за шагом повествует о всех основных этапах роста. Но некоторые его постулаты, которые кажутся мне особенно актуальными для нас, я все же приведу.
На протяжении нескольких десятилетий он неизменно - о чем бы ни шла речь - руководствовался правилом приоритета "старого доброго здравого смысла над умозрительными теориями". На практике это означало, что господин Ли, тщательно и глубоко изучив принципы и рычаги функционирования рыночной экономики, тонкости государственного устройства западных стран, не стал слепо копировать их, а пошел своим путем. Суть этого пути, по его словам, состояла в "примате патриотизма, прагматизма и творческой практики над идеологическими концепциями".
"В борьбе за выживание, - пишет он в своей книге, - мы руководствовались простым принципом: Сингапур должен стать более организованным, более эффективным и более энергичным, чем другие страны региона".
Казалось бы, банальная мысль, но в ней опять-таки кроется суть успехов. Премьер-министр и его команда не просто декларировали свои мечты, а последовательно претворяли их в жизнь. Одну за другой. Сначала они ликвидировали безработицу, сумев привлечь сотни иностранных компаний и миллиардные инвестиции. Затем перешли к этапу повышения квалификации своих работников и внедрению высоких технологий. Параллельно решали социальные проблемы, и это тоже - с учетом особенностей страны и ее населения.
Еще одно правило, которому всегда следовал Ли Куан Ю, состоит в том, что он всю жизнь не стеснялся учиться у лучших. "Я извлекал выгоду из уроков, за которые платили другие... Предпочитал взбираться наверх, опираясь на плечи тех, кто шел впереди".
***
Как они побеждают коррупцию?
Вы обратили внимание: я не сказал "победили". Потому что, увы, порок этот вечен. Там, где люди обладают властными полномочиями, всегда есть соблазн воспользоваться ими для извлечения личной выгоды. Однако и на этом пути Сингапур продвинулся гораздо дальше, чем другие и сегодня входит в число наименее коррумпированных государств мира.
Во-первых, налицо политическая воля. Не могу удержаться от искушения, чтобы вновь не процитировать Ли Куан Ю: "Начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию - легко. А вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями - трудно. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеми нарушителями, без всяких исключений".
Без всяких исключений - вот они, ключевые слова! Основанное чуть ли не полвека назад Бюро по борьбе с коррупцией как раз и было нацелено на выявление взяточников в верхних эшелонах власти. И если кто-то попадал в поле его внимания, то пощады виновным ждать не приходилось - будь они хоть министрами, хоть самыми близкими родственниками премьера. Кара ждет любого, кто замечен во мздоимстве или даже просто в тратах, не соответствующих честно заработанному.
За весь прошлый год по обвинениям, связанным с коррупцией, было осуждено 135 человек, и только десять из них являлись представителями властных структур или связанных с правительством компаний.
Что касается произвола со стороны мелких чиновников, то и с этим разобрались - путем упрощения процедур принятия решений, ликвидации в законах и правилах всяких двусмысленностей, а самое главное - максимально оградив граждан от общения с потенциальными вымогателями.
За неделю, проведенную в Сингапуре, я не видел на улицах ни одного автоинспектора и даже просто полицейского, хотя, конечно, это не говорит о том, что за порядком там не следят - следят еще как, но с помощью видеокамер.
Все остальное, допустим, общение с социальными службами, или таможней, или с фискальными органами ведется исключительно в виртуальном пространстве, через Сеть. Система "электронного правительства" устроена так, что даже малоискушенный в компьютере человек не "ошибется дверью", сможет без труда оплатить через Интернет налоги, квартплату, пенни, зарегистрировать свою фирму, получить лицензию на право любой разрешенной законом деятельности, уладить проблемы, связанные с наследством...
Один из наших соотечественников, успешный предприниматель, живущий на острове уже двадцать два года, сказал мне, что за все это время он ни разу в глаза не видел ни налогового инспектора, ни таможенника, хотя исправно и регулярно платит и налоги, и пошлины. "Но эти платежи настолько незначительны, а вся система настолько прозрачна, что никому и в голову не придет что-то утаить", - подчеркнул он.
По мнению другого моего собеседника, сотрудника местной юридической фирмы по имени Кларенс Ео, это, возможно, и есть главный предмет гордости и основное завоевание сингапурцев - то, что публичная власть безупречна и пользуется абсолютным доверием у граждан.
Согласитесь, такое признание дорогого стоит.
И чтобы картина была законченной, надо сказать, что слуги народа в награду за труды и честность получают достойное вознаграждение. Зарплата премьер-министра - три миллиона долларов в год - является самой высокой в мире. Министры получают по миллиону - тоже, согласитесь, немало. И зачем им тогда приворовывать?
***
Еще 15 лет назад Сингапур вошел в десятку лучших государств мира, опередив США, Великобританию, Японию, по показателю "обеспечение честного правосудия в обществе". Речь в первую очередь о том, что закон одинаково применяется ко всем - кем бы ни был нарушитель.
В этой связи здесь часто вспоминают историю, когда 15-летний американский школьник и его друзья, решив развлечься, раскрасили из пульверизаторов десяток автомобилей и сломали несколько дорожных знаков. Судья приговорил мальчонку к шести ударам палками и четырем месяцам тюрьмы. За океаном этот приговор вызвал шквал возмущения: как это их парнишку осмелятся выпороть жестокие азиаты? Сам президент Клинтон обратился тогда к сингапурскому президенту Онг Тенг Чеонгу с просьбой помиловать нарушителя. После дебатов в правительстве наказание было смягчено: Майкл получил четыре удара палками по ягодицам, после чего отбыл на родину, где, кстати, вскоре был уличен в токсикомании и стал героем очередного скандала.
Наказание палками это, впрочем, еще цветочки. За хранение оружия нарушителя ждет пожизненное заключение, а за выстрел (хоть просто в воздух) - смертная казнь. То же самое - за распространение наркотиков, особенно если преступника застигнут вблизи школы.
Сурово? Но ведь, судя по всему, это работает.
***
Еще здесь не бывает пробок. Для города с пятимиллионным населением тоже, согласитесь, недурно. Причем наряду с традиционными мерами - такими, как образцовая система общественного транспорта, разветвленная сеть магистралей, развязок и тоннелей, массовое строительство подземных и многоэтажных парковок, - власти применяют и свое ноу-хау. Оно тоже довольно жесткое.
Суть в том, что желающий обзавестись собственным автомобилем должен трижды заплатить за это удовольствие. Сначала он обязан приобрести на аукционе разрешение на право управления машиной, причем его цена зависит от категории транспортного средства, например, если будущее авто имеет объем двигателя более 1600 кубиков, то за разрешение придется выложить 70 тысяч долларов США. Еще примерно столько же будут стоить дополнительные пошлины. Плюс рыночная цена машины.
Это осознанная политика государства, основанная на выверенной математической формуле: машин на острове должно быть ровно столько, чтобы в часы пик средняя скорость потока не была меньше 30 км в час.
***
Если говорить о доверии, то это касается самых крупных иностранных компаний, самых избалованных мировых банков, которые охотно идут на сотрудничество с азиатским государством. Именно доверие вкупе с предсказуемостью здешней жизни, ее высокими стандартами стало той приманкой, на которую повелись ведущие финансовые структуры, когда сингапурцы задумали устроить у себя мировой финансовый центр.
По объему валютных операций остров теперь лишь немного уступает Нью-Йорку и Лондону, а по банковским депозитам скоро, похоже, опередит Швейцарию. Многие иностранцы переводят сюда свои сбережения, потому что здесь остается незыблемой тайна вкладов, а когда грянул последний кризис, то государство немедля объявило: все депозиты в сингапурских банках страхуются без ограничения выплат. Это тоже очень показательная реакция властей - они всегда работают на опережение.
Они даже из кризиса сумели извлечь для себя выгоду. Спад производства, ставший в других странах поводом для массовых увольнений, здесь использовали, чтобы повысить квалификацию работников, их переобучение. Даже в самые тяжелые времена правительство находило возможность доплачивать компаниям по триста долларов на каждого работника - с условием, что никто не будет уволен. Зато, когда экономика снова пошла в рост, Сингапур первым не только восстановил прежние позиции, но благодаря накопленному потенциалу добился новых успехов.
***
И этот магнит притягивает не только крупные корпорации, но и, как говорится, физлиц, то есть отдельных граждан, ищущих надежной гавани для себя, своих детей и своих капиталов.
Президент и основатель компании Panache Management Pte. Ltd Алекс Шлаен одиннадцать лет прожил в Японии, четыре в Гонконге, а девять последних в Сингапуре, то есть он имеет возможность сравнить.
Он считает, что Ли Куан Ю это не просто лидер благополучного государства, а личность, без преувеличений, историческая.
- Такие люди меняют ход истории, - говорит бизнесмен. - Его идеи, воплощенные на практике, доказали, что демократия и либеральные свободы сами по себе ничего не значат, что государственное устройство, основанное на других принципах, может быть устойчивым и вполне вписываться в реалии XXI века.
Поэтому многие иностранцы, носители западных ценностей, включая меня, хотят жить именно здесь. Не в Штатах, не в Европе, а здесь.
Сингапурские лидеры никогда не скрывали и не скрывают сейчас, что по всему миру ищут самые лучшие примеры в разных областях и затем эти достижения у себя копируют. У англичан они позаимствовали британское право. Когда взялись за строительство своей армии, то воспользовались опытом Израиля. Внедряя у себя самые современные технологии, приглашают американцев, немцев, японцев.
Я иногда сам себе удивляюсь. Вырос на Западе. Типичный продукт западной демократии. Но тут как-то само собой вышло, что для меня важнее стали другие ценности. Скажем, возможность без опаски днем и ночью гулять по городу. Не бояться за своих детей. Быть уверенным в стабильности денежной системы и экономики в целом. Для обывателя такие вещи гораздо дороже, чем стандартные либеральные вывески. Западная модель демократии исчерпала себя - об этом говорят и вспышки насилия в европейских столицах, и выступления антиглобалистов, и нарастающая волна кризисов.
Здесь сейчас наступает следующий этап развития, и он связан с ростом личных свобод граждан. Хотя мне лично нравится, что в Интернете существуют определенные фильтры - значит, мои дети будут ограждены от тлетворного влияния порнографии.
Мне нравится, что здесь открыто говорят: представители малайской общины более отсталые в своем развитии, и потому им надо помогать, надо подтягивать и их общий образовательный уровень, и навыки предпринимательства. Об этом открыто пишут в СМИ. Эти вещи не утаиваются стыдливо и не смакуются, а речь идет именно о том, как помочь части коренного населения.
Знаю, что еще с советских времен слово "пропаганда" у вас воспринимается как ругательное, негативное. А здесь не стесняются пропагандировать национальное единение, патриотизм. Это тоже одно из структурных завоеваний Сингапура.
Я занимался в Гонконге в школе бизнеса на степень МВА. И вот что заметил. В каждой учебной группе были ребята из Сингапура. Курс стоил 124 тысячи долларов, и целиком оплачивался правительством. Здесь это обычная практика: сначала способного молодого человека посылают учиться в Штаты, а затем в Европу или в Гонконг. Поэтому и в министерствах, и в корпорациях все значимые посты занимают люди исключительно с блестящим образованием. И это тоже - неотъемлемая часть системы.
Здесь продвигают наверх только тех, кто способен в будущем приносить стране реальную пользу.
***
Быть в Сингапуре и не зайти в легендарный отель "Раффлз"? Построенный англичанами в XIX веке, этот отель остается одним из главных исторических символов эпохи, объектом паломничества туристов и... единственным местом на всем острове, где можно безнаказанно бросать на пол шелуху от орехов.
Поднимаешься по лестнице на второй этаж, входишь в "Лонг-бар", и глазам твоим открывается поистине эпическая картина: и пол, и барные столики - все засыпано арахисовой скорлупой. Каюсь, я тоже за кружкой пива внес свою лепту в это безобразие, чтобы затем, выйдя наружу, еще раз подивиться тому, как же безупречно все остальное пространство города-государства.
Борьба сингапурцев за чистоту давно стала притчей во языцех. Немыслимые штрафы за брошенный окурок или бумажку, запрещение употреблять жевательную резинку, курить во всех без исключения общественных местах... У кого-то это вызывает восхищение, у кого-то усмешку. На самом же деле, это никакая не паранойя и вовсе не чудачество, а всего лишь часть той государственной политики, которая призвана навсегда укоренить в умах и душах местных граждан уважение и любовь к тому дому, в котором они живут.
Средняя цена билета в метро примерно два доллара, причем один доллар - это депозит, который тебе вернется, если на конечной станции билет опять всунуть в щель автомата и нажать соответствующую кнопку. Зачем? Да очень просто - чтобы билеты не выбрасывали после поездки.
***
Во многих отношениях Сингапур - это поучительный и горький укор нам.
Горы мусора вдоль железнодорожных магистралей, свалки в подмосковных лесах, заплеванные тротуары, рыбы-мутанты в городских водоемах - мы смирились с этими признаками вырождения, мы словно живем не в своем, а в чужом доме, разве это не так?
И по уровню коррупции мы ни на шаг не приблизились к успешным странам. И пробки, увы, не одолели. И еще многое не получилось из того, что является непременным условием для того, чтобы претендовать на звание мирового финансового центра - а именно такая цель была поставлена перед нашей страной в 2009 году. Да что там центра - просто удобной для жизни страны, соответствующей стандартам XXI века.
Вот она в чем разница между нами и Сингапуром: там ставят задачи и выполняют их (исключений нет), а здесь... Хотя нет ничего невозможного.
"...Наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться тех основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это - общественное согласие, достигаемое путем справедливого распределения плодов прогресса. Это - равные возможности для всех. Это - система продвижения по заслугам... Последнее особенно важно, когда речь идет о людях, возглавляющих правительство".
(Из книги Ли Куан Ю).