06.09.2012 23:02
    Поделиться

    В Мультимедиа Арт Музее проходит несколько разных выставок

    Гриша Брускин "Время Ч". 4.09 - 3.10

    Давид Тер-Оганьян "Скорость света". 6.09 - 14.10

    Анимационное кино Германии. 6.09 - 30.09

    ElЕCTROBOUTIQUE. Реквием. Прощальная выставка. 6.09 - 12.10

    Диана Вишнева в объективе Патрика Демаршелье. Фильм Рустама Хамдамова "Бриллианты". 4.09 -30.09

    Выставки, которыми Мультимедиа Арт Музей открыл новый выставочный сезон, подчеркнуто разные. Что называется, на любой вкус.

    На первом этаже - независимая немецкая анимация, жесткая, смешная, иногда лирическая, но уж никак не гламурная. Наверху - отточенная черно-белая серия знаменитого французского фотографа моды, идея которой возникла благодаря съемкам примы русского балеты Дианы Вишневой для Vogue. Жанр очевиден: звезды в объективе звезды. Ниже - персональная выставка молодого Давида Тер-Оганьяна, который в этом году стал победителем международного арт-конкурса и абсурдистско-гротескный проект "Время Ч" мэтра Гриши Брускина. В частности, последние две выставки пропустить было бы совсем обидно.

    Пространство экспозиции "Время Ч" напоминает затемненный кинозал, в который вы попали, когда фильм уже начался. Вместо белого экрана - белые фарфоровые скульптуры, не столько монументы, сколько персонажи таинственного театра. Часть из них, вроде человека в противогазе, явились из давних плакатов по гражданской обороне, часть - из Брейгелевских полотен, часть - из сегодняшних новостей о террористках-смертницах... Впрочем, откуда бы ни явились эти фигуры, они прежде всего воплощение страхов и абсурда жизни. Как и герои "Фундаментального лексикона" (1986), они скорее знаки, чем типы, аллегории неуверенности, опасности, отсылающие к тайному знанию инструкций, шпионских боевиков, притч... Но в отличие от знаков "Лексикона", белые скульптуры, мерцающие в темноте подиума, поднимающегося ступенями вверх, кажется, обладают призрачностью привидений. Любопытно, что ступени, где расставлены фигуры, и ступени, на которых садятся зрители, почти симметричны. Мир зрителей и пространство за ленточкой экспозиции выглядят целым. В сущности, это мир сновидения, кошмара, над которым не властна логика. Собственно, эта трансформация пространства, растворение границы между внешним и внутренним образом - один из впечатляющих эффектов проекта.

    Выставка Давида Тер-Оганьяна, что повторяет экспозицию, показанную в венском музее MУМОК, можно сказать, тоже работает на разрушение дистанции между произведением искусства и зрителем. Но совсем в ином смысле. Тер-Оганьян-младший предлагает зрителю стать соавтором. Ярче всего это проявляется в "театре теней", героями которого оказываются посетители выставки, и в компьютерной игре Zlotnikov Unreal. В первом случае на стене остаются тени уже ушедших зрителей. Во втором в антураж компьютерной игры-стрелялки вмонтированы абстрактные картины Юрия Злотникова. "Сигнальные системы" нужно отслеживать и расстреливать в виртуальном космосе. В общем, наглядная такая встреча рационального "строгого" искусства с агрессией виртуального мира. Игровые, интерактивные проекты, которые выглядят развлечением, оказываются точными, поэтическими метафорами.

    Тер-Оганьян-младший склонен дескрализировать ауру высокого искусства. Яркие однотонные полотна с белым пятном при ближайшем рассмотрении оказываются результатом вспышки света на близком расстоянии. А абстракция "Черная геометрия", как выясняется, на самом деле жесткое антиколониальное высказывание. Художник разрезал карту Африки по границам государств и перенес на белый холст. И стало очевидно, что континент во время дележа его империями делили... просто по линейке, не учитывая территории жизни племен или природные зоны. Это один из самых известных проектов художника.

    Поделиться