На этот раз решения жюри были предсказуемы: почти все мои прогнозы сбылись. Включая Кубок Вольпи на двоих Хоакину Фениксу и Филипу Сеймуру Хоффману - актерам фильма "Мастер" Пола Томаса Андерсона, получившего и приз за режиссуру.
Кто остался за бортом, за кого обидно?
Обидно за "Страсть" Брайана Де Пальмы: рассчитанная на массовую публику блистательная жанровая картина с филигранным мастерством режиссера, оператора и актеров оказалась "белой вороной" в кругу сугубо артхаусного кино, трактующего ужасы кризиса экономики, морали, семьи и веры.
Обидно за Терренса Малика, которого после триумфа в Канне постигла творческая неудача.
Обидно, что наш конкурсный фильм "Измена" Кирилла Серебренникова еще раз доказал, что попытки подстроиться под вкус европейской публики, жертвуя национальной самобытностью, - обречены. Китайцы в мире интересны как китайцы, французы - как французы, русские - как русские. Толстой и Чехов писали о России и для России, а оказалось, что о мире и для мира.
И второе жюри, конкурса "Горизонты", предпочло фильму Алексея Балабанова кино, более расположенное к людям. И дело не в пресловутой "чернухе", а во внутренних установках автора на любовь или на ненависть, на возможность надежды или на пугающую народ безнадегу. В результате призы дают другим, а мы только стонем: "Я тоже хочу!". Хотим - не получается.
В мрачном фэнтези "Я тоже хочу" Балабанов пропел отходную нашему миру. Фабульный ход стар: группа отправляется на поиски счастья. Едут к зоне, где была авария на атомном объекте, где ядерная зима, и есть колокольня, дарующая избранным счастье. Философемы картины напоминают россказни темной Феклуши из "Грозы" о людях с песьими головами: нас пугают, твердят о страшных предсказаниях майя и о том, что декабрь станет для мира последним.
Балабанов, как никто, умеет создать депрессивную среду. Целые здания у него покрыты черным саваном, люди доскрипывают свой век в прахе и тлене, не имея сил уповать на что-либо, кроме высших сил. Персонажи - срез российского социума, где самый деятельный - Бандит. У него все схвачено. Есть Музыкант - потасканный субъект, который бренчит на гитаре и поет гнусавым фальцетом. Есть невнятный Матвей со стариком-папой. Появится проститутка, сбежавшая с филфака, потому что на философов нет спроса, а больную маму надо кормить.
Большая часть действия - дорога, песни, водка и рассказы Бандита о том, кого, как и при каких обстоятельствах он убил. Убил, пошел в церковь, исповедался, причастился, грехи отпущены - можно снова убивать. Финал протекает в тишине, когда от мира остались силуэты порушенных домов, скелет церкви и трупы рвавшихся к счастью героев.
Первый фильм Балабанова назывался "Про уродов и людей" - режиссер еще оставлял людям гипотетическое место в своем миропонимании. "Я тоже хочу" - уже ничем не замутненная эманация тотальной мизантропии. С опытом идея крепнет, доходит до абсолюта: уроды - все. Себя режиссер из этого ряда не исключает, и выводит фигуру Кинорежиссера, члена Европейской киноакадемии, бессильно скукожившегося вопросительным знаком у ног Бандита. И ясно, что Кинорежиссеру, как Феллини в "Восьми с половиной", нечего сказать. Но в отличие от Феллини - действительно нечего.
Я думаю, в мире заметят наше кино в тот момент, когда оно перестанет пугать страну и планету вечным предчувствием апокалипсиса и предложит что-то более конструктивное.
Пугалки, однако, в ходу, режиссеры набили руку, фестиваль крутит кино, где в людей вкручивают слесарный инструмент и откусывают им пальцы. Подробно, смачно, у зрителей рвотный эффект. А я думаю о Хичкоке, которого на Мостре поминали не раз: он умел держать высокий накал без откусывания конечностей, режиссируя зрительское воображение. Нам было страшно и весело: мы эту страшилку придумали вместе с Хичкоком.
Проблема кино в том, что оно отучилось думать и творить вместе со зрителем, оно умеет только тупо пугать. Уже не задаваясь вопросом: зачем?
Главный конкурс:
Золотой лев - "Пьета”, режиссер Ким Ки-Дук, Южная Корея.
Спецприз жюри - "Рай: вера” Ульриха Зайдля (Австрия).
Серебряный лев за лучшую режиссуру - Пол Томас Андерсон ("Мастер”), США.
Лучшая мужская роль - Филип Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс ("Мастер”), США.
Лучшая женская роль - Хадас Ярон ("Заполняя пустоту”), Израиль.
Лучший сценарий - Оливье Ассаяс ("Что-то в воздухе”), Франция.
Приз за лучшие технические достижения (операторское мастерство) - Даниэле Чипри ("Он был сыном"), Италия.
Приз имени Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру - Фабрицио Фалько, сыгравшему два контрастные роли в фильмах "Спящая красавица" и "Он был сыном" (Италия).
В программе "Горизонты":
Главный приз за полнометражный фильм присужден режиссеру из Гонконга Ван Бину ("Три сестры").
Специальный приз жюри - "Танго либре", режиссер Фредерик Фонтэйн (Бельгия, Франция, Люксембург).
Приз за лучший короткометражный фильм - "Приглашение", режиссер Ю Мин-Ян (Южная Корея).
Почетные призы Мостры:
Золотой лев за вклад в киноискусство - Франческо Рози.
Приз Persol - Майкл Чимино.
Приз Jaeger - Lecoultre Glory - Спайк Ли.