Новости

10.09.2012 00:04
Рубрика: Культура

Всем привет от Гоголя

Театр имени автора "Мертвых душ" объявил войну
Департамент культуры сделал ход. Сильный ход. Его глава Сергей Капков объявил, что намерен решительно менять конфигурацию театральной карты Москвы. Первой жертвой стал Московский театр им. Гоголя, что так неудачно (или, наоборот, удачно?) расположился в ареале Курского вокзала и Винзавода.

В одночасье - без объявления войны - Капков сменил руководство, а актеров поставил перед выбором: уходить сейчас, получив небольшие отступные, или прозябать без работы, на мизерный оклад, в ожидании, когда отремонтируют здание и переформатируют репертуарный театр в новый культурный центр. Он прикрыл свое предложение обещанием временной работы на выездных площадках, которое новый директор и "кризис-менеджер" Алексей Малобродский, однако, не подтвердил.

Актеры решили бороться. 7 сентября, в день рождения нового худрука Кирилла Серебренникова, они провели несанкционированный митинг... за право сохранить свое рабство. Пока полиция поджидала их на улице, они выстроились перед бюстом Николая Гоголя, что стоит в фойе одноименного театра. "Мертвые души" объявили свое право на жизнь, назвав это спасением "репертуарного театра". Гоголь оказался идеальным мифом для нынешнего сюжета.

Представьте себе: злокачественная опухоль в организме требует удаления, но эта операция может стоить жизни всему организму. С другой стороны, без операции он и сам умрет, только медленней. В репертуарном театре давно завелась эта "опухоль" - сомнительное право рабов презирать своего господина, равно как и сам свой труд. Эта позиция непродуктивна, она съедает здоровые клетки, паразитируя на них.

"Мертвые души" объявили свое право на жизнь, назвав это спасением "репертуарного театра". Гоголь оказался идеальным мифом для нынешнего сюжета

Но и тот, кто хочет удалить "опухоль", не обладает особым знанием.

Кто мог подумать, что умный и талантливый Кирилл Серебренников, поставивший когда-то "Мертвые души", станет заложником ситуации, в которой не созданы никакие разумные механизмы решения проблемы.

Гоголевский морок пеплом оседает на лицах и костюмах всех, кто включился в эту историю. "Мертвые души" репертуарного театра как опухоль мешают его жизни, но утверждают, что именно они и есть его гордость. Те, кто хочет их удалить, не знают технологий и не имеют юридических оснований для операций. Кто мешал режиссеру провести "месячник" интенсивного труда, тренингов и занятий, в ходе которого и так выяснилось бы, кто может и хочет работать с ним, а кто - нет?

Но в том-то и дело, что колесо давно отвалилось, а телегу при этом запрягают "тройкой лошадей", и они несут ее... в бездну. Крепостное право "мертвых душ" должно смениться ответственностью свободного человека. Но разве этого хотят те, кто принял решение о смене руководства в Театре им. Гоголя?

Кстати

Новый худрук Кирилл Серебренников обратился к актерам с письмом: "Предлагаю успокоиться, дождаться моего возвращения в октябре и... за столом переговоров все совместно решить. Другого пути для разрешения этого накопившегося напряжения не вижу".

Тогда же, в октябре, театр обещают закрыть на ремонт.

Культура Театр Драматический театр Театральный дневник Алены Карась