10.09.2012 17:04
    Поделиться

    "РГ" выяснила возможности пунктов пропуска брянского участка границы

    Приграничное сотрудничество стало основной темой встречи, которую провел в Брянске секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. Для расширения экономических связей нынешней прозрачности границ уже достаточно, но нужно расширять "въездные ворота".

    Связанные веками

    Полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов напомнил, что протяженность границы Брянской области составляет 3366 километров, из них с Белоруссией - 355:

    - Этот регион я отношу к локомотивам в сфере переработки сельхозпродукции. Если брянские производители продуктов питания пробились на белорусский рынок, это о чем-то говорит.

    Впрочем, эта экспансия потребовала больших усилий. Хотя весь вопрос заключался в повышении конкурентоспособности, иные брянские промышленники еще недавно требовали просто ограничить присутствие белорусских торговцев, ссылаясь на то, что они нарушают санитарное законодательство. Власти объясняли, что правила единого экономического пространства не позволяют прибегать к такого рода мерам. Поэтому оставался один вариант - повышать качество товара и не сидеть сложа руки, а прокладывать дорогу в соседние страны.

    Губернатор Брянской области Николай Денин уверен:

    - Мы с Белоруссией не можем жить друг без друга. Наши экономики и вчера были связаны, и сегодня. Например, совместное предприятие "Брянсксельмаш" - это один из крупных налогоплательщиков области. Мы в лидерах по товарообороту с соседями, и взаимоотношения характеризуются как наиболее устойчивые. Внешнеторговый оборот с Республикой Беларусь в первом полугодии превысил 446 миллионов долларов - в полтора раза больше, чем годом ранее. В нашу экономику соседи вложили 12,5 миллиона долларов - тоже в полтора раза больше.

    На этом фоне не могут впечатлить украинские инвестиции - в первом полугодии оттуда поступило лишь 734 тысячи долларов. Впрочем, и это обеспечило двукратный рост по сравнению с 2011 годом.

    Николай Патрушев убежден, что приграничное сотрудничество может стать существенным резервом повышения конкурентоспособности России и отстаивания наших национальных интересов:

    - Нам нужно координировать усилия федерального центра и регионов на основных направлениях национальной безопасности. Мы обладаем уникальными возможностями. В России 48 краев и областей занимают приграничное или прибрежное положение, а 37 - граничат по суше с 14 государствами. Однако пока этот потенциал использован недостаточно.

    Что касается препятствий для экономического сотрудничества, то они известны:

    - Пока не закончен процесс международно-правового оформления государственных границ. Сейчас идет этап активного формирования новых внешнеэкономических отношений, чего потребовало наше вступление в ВТО, Таможенный союз. Но есть и проблема криминализации пограничья. Поэтому вопросы завершения процесса правового оформления границы с Украиной и определения правил регулирования экономических отношений с Белоруссией выходят на первый план, - отметил Николай Денин.

    Кстати, неслучайно объем белорусских инвестиций во много раз выше, чем украинских. Если российско-белорусскую границу пересекаешь как условную, не замечая ее, то российско-украинскую не заметить трудно. И даже обычная поездка на Украину сопряжена с потерями времени и сил. Но здесь тоже многое меняется. Как убедился корреспондент "РГ", возможности некоторых пунктов пропуска брянского участка границы уже вдвое и даже втрое превысили проектные.

    Сжимая время

    Международный пункт пропуска "Троебортное", расположенный на трассе "Украина", знаком не только украинцам и жителям России. Через него идут фуры из Турции, Болгарии, Италии и других европейских стран. Строили его еще в то время, когда не предполагалось, что поток транспорта вырастет втрое. Естественно, русло оказалось тесным. И тем не менее службам, которые здесь работают, удалось "сжать время". Вместо трех минут, которые, согласно регламенту, можно тратить на проверку документов, у пограничников уходит минута.

    Перед офицером - только монитор и окно, куда заглядывают пассажиры и пешеходы. Среди ходоков немало жителей Узбекистана и их соседей. Они группкой стоят перед первым шлагбаумом.

    - Что привело вас сюда? - спрашиваем их.

    - Отметка нужен…

    На самом деле им требуется выйти на украинскую территорию, чтобы потом вернуться и на законных основаниях находиться в России еще девяносто дней. Кто-то из них строит в Москве, кто-то работает на швейной фабрике. Чтобы добраться до границы, каждый заплатил таксисту по четыре тысячи рублей.

    Начальник КПП "Троебортное-автодорожный" Кирилл Федоров полагает, что изменение миграционного законодательства позволило бы прекратить эти поездки:

    - Думаю, процедуру продления срока нахождения иностранцев в России можно было бы выполнять по месту их проживания. При этом мигранты платили бы деньги в казну, а не шабашникам.

    Тем временем смуглый гражданин протягивает в окошко паспорт.

    - Максуд?.. - пограничник медлит, позволяя мигранту назваться полностью.

    - Бекжанов.

    Вопрос завершения процесса правового оформления границы с Украиной выходит на первый план

    Этот сказал без запинки, ведет себя спокойно - значит, у него подлинный паспорт. Но иногда в окно просовывают поддельные. У пограничника есть несколько секунд для того, чтобы изобличить нарушителя миграционного законодательства либо поставить штамп в его документах. Конечно, специалисты не только оценивают честность взгляда, помогает техника. И все же работать в режиме автомата тяжело, после смены контролер будет выжат как лимон. А расслабляться здесь некогда - автомобили прибывают с обеих сторон.

    Без привилегий

    В обычные дни перед пограничным кордоном скапливается не более десятка легковушек, в выходные и праздники колонна может резко вырасти.

    - Почему-то жители Москвы и других городов едут именно сюда, хотя свободно можно пересечь границу в нашем новом пункте пропуска в Погаре, - говорит начальник Севского отдела Пограничного управления Вячеслав Головков.

    То, что пункт пропуска "Троебортное" устарел, заметно сразу. Колонна грузовиков выстроилась ближе к обочине, у легковых авто свой путь к первому шлагбауму. Но чтобы воспользоваться им, нужно протискиваться по узкому коридору незанятой дороги. Представители Росгранстроя, по словам Вячеслава Головкова, нынешней весной приезжали на "Троебортное" и заверили, что дорогу будут расширять. Но автомобилистам ждать некогда, они уже сейчас требуют свободного проезда. И пограничникам пришлось сделать порядок пропуска гибким. Легковушки с российскими номерами, которые вырвались с украинской территории, сотрудник погрануправления "выдергивает" из общей колонны и направляет по другой полосе. Здесь им не придется ждать долго.

    - Когда нет автобусов, транспорт пускаем и по той полосе, что предназначена для них, - поясняет Кирилл Федоров. - Иностранцы обижаются: почему российским автомобилистам такие привилегии? На самом деле - все просто. Согласно закону иностранные граждане, в отличие от россиян, обязаны оформить временный ввоз транспортных средств.

    Встречают цветами

    Небольшая колонна украинцев, молдаван и болгар выстроилась на своей линии. Время их пропуска зависит в том числе и от того, насколько быстро они заполнят декларации. Новичку трудно разобраться, кто и за что отвечает на границе. На самом деле в пункте пропуска все регламентировано до мелочей. И если со стороны России или Украины выстроилась колонна грузовиков, это, скорее всего, означает сложность таможенных процедур. Что касается пограничников, то из-за них задержек, пожалуй, не бывает. Пограничные наряды проверяют такие автомобили и документы водителей не более чем за три минуты.

    Водитель и пассажиры украинских легковушек, следующих в Россию, явно утомлены. Жалуются: "Три часа уже стоим…" Выясняется, однако, что из этого времени 140 минут они потеряли на украинской стороне. А вот Тенгиз Тарчиашвили, возвращающийся из Киева на Урал, устать не успел: "Конечно, хотелось бы границу преодолевать минут за десять, но я второй раз еду через "Троебортное", и особых задержек не было. Пограничники - ребята расторопные, вежливые. И вообще приятно: смотрите, какая полоса цветов.

    Да, живописная оранжево-желтая полоса встречает всех въезжающих на российскую землю, но территорию между пунктами пропуска соседних государств нужно обустраивать. Ожидающие здесь дальнобойщики норовят превратить ее в свалку. Убирать обочину должны дорожники, но, судя по бочкам, забитым мусором, они здесь появляются редко.

    Старушкам в помощь

    Иное дело - место пересечения границы между русской Некислицей и украинским Сопычем. Настоящая идиллия. Деревни отделены двумя сотнями шагов и ручьем, по которому в густой зеленой ряске плавают утки. К мостику со стороны Некислицы ведет длинный дощатый коридор, выкрашенный в цвета российского флага. Вячеслав Головков вспоминает, как украинские пограничники, утром увидев, что наши ребята обозначили свою территорию, присвистнули: "Надо и нам так сделать". Но, в сущности, отношения между мужчинами в камуфляже очень теплые, как и между жителями деревень, где у всех "за ручьем" много родственников.

    - Это место пересечения было очень нужно, - поясняет Вячеслав Головков. - В Сопыче есть старый красивый храм, и во время праздников наши граждане, конечно, хотят туда попасть. Но нельзя ведь было превращать старушек в злостных нарушителей границы.

    Донецкое соглашение глав правительств России и Украины о порядке пересечения границы жителями соседних районов предусмотрело простой выход. Местным властям пограничники предложили назвать места упрощенного перехода. Некоторые идеи были крайне неудачны - кое-где, по воле чиновников, людям пришлось бы пересекать глухой лес. Что касается Некислицы и Сопыча, то превратить мостик через ручей в место пересечения границы предложило Пограничное управление по Брянской области. Местные старушки буквально ринулись друг к другу в гости! А сельская администрация теперь обязана, как требует закон, переход обустроить. Пограничники поставили тут новый павильон, а местные власти привезли длинную трубу - будущий флагшток. От ручья по полю побежало колючее заграждение.

    Население по обе стороны границы мечтает о том, чтобы она не просто стала прозрачной, но и вовсе исчезла

    - Это защита от контрабандистов, - говорит Вячеслав Головков. - Председатель местного хозяйства поначалу возмущался, требовал снять "колючку", а теперь просит протянуть ее и по другим полям. Говорит, ему теперь посевы перестали вытаптывать.

    Проще некуда

    Еще раньше открыли место пересечения российско-украинской границы между Зерновом и украинской Серединой Будой. Здесь жители Брянской и Сумской областей могут пересекать кордон по упрощенному порядку, в том числе и на автомобилях. При этом брянцы, например, вправе пребывать только в Сумской области, а соседи - только в Брянской. Дверь открыли - и народ хлынул в обе стороны. На проверку документов тут тратят лишь пару минут.

    - Я в Зернове на рынке работаю, - улыбается, ведя велосипед, жительница Буды Валентина. - Как открыли границу, очень удобно стало.

    Границу, конечно, не открыли полностью, потому что контрабандисты не дремлют, да и смуглые мигранты иногда норовят проскользнуть в Европу. Но все же мирное население - основной контингент, пользующийся этим местом пересечения.

    Худощавый дедушка шустро шел из Буды в Зерново.

    - С какой целью иду? Да рыбки купить. В Зернове она - в два раза дешевле. У нас тоже продается, но там и смотреть не на что.

    - Матерые контрабандисты ищут другие пути, - поясняет начальник отделения "Суземка" Пограничного управления Николай Мелешенко. - Но мы все равно начеку. Сейчас помогают технические средства обнаружения транспорта или людей. Правда, срабатывают они и на животных, так что пограничникам сидеть некогда.

    Точки пересечения

    Конечно, население по обе стороны границы мечтает о том, чтобы она не просто стала прозрачной, но и вовсе исчезла. Пока же задача состоит в том, чтобы еще больше сократить очереди на автомобильных пунктах пропуска, сделать их такими же удобными, как места упрощенного пересечения границ. Революционным шагом должна стать отмена въездного контроля, которая предусмотрена правительственным соглашением.

    - Если сейчас автомобилист проходит таможенный и пограничный контроль сначала на российской территории, а потом на украинской, то в будущем и мы, и наши соседи будем проверять только выезжающих. Фактически это означает, что время контроля можно сократить сразу вдвое, - поясняет Вячеслав Головков.

    Начальник Пограничного управления по Брянской области Леонид Соломатин сообщил, что с 2006 года, когда было подписано межправительственное соглашение об открытии мест пересечения границы, ни областная Дума, ни местные бюджеты не выделяли средств на их обустройство и развитие инфраструктуры:

    - Кроме того, туристическим фирмам нужно заранее связываться с нашими службами, чтобы не перегружать одни пункты пропуска, в то время как другие совершенно свободны. Требуются также информационные знаки, указывающие направления движения к таким пунктам и внутри них. В идеале же нужны электронные табло, которые будут показывать степень загруженности в разных местах. Их следовало бы установить на Киевской и Гомельской трассах за 180 километров от границы, чтобы любой автомобилист смог решить, куда ему лучше поехать.

    Поделиться