10.09.2012 23:25
    Поделиться

    Георгий Дыханов: Главы поселений сидят спиной к предпринимателям

    Недавно члены Балтийского делового клуба побывали с визитом в Польше у своих коллег в Поморском бизнес-клубе. Обсуждали разные проблемы, в том числе затронули вопрос взаимоотношений власти, бизнеса и общества. Нам рассказали о запущенной в воеводстве мощной программе "Покупай поморское!". Она принципиально отличается от аналогичных программ, действующих в ряде российских регионов, и представляет собой движение бизнеса, заинтересованного в том, чтобы деньги не уходили из региона. В Евросоюзе запрещен патриотизм в масштабе страны, а в региональном - пожалуйста. Предприниматели договорились усилить кооперативные связи: продавать друг другу сырье, комплектующие, готовую продукцию. Таким образом они собираются повысить имидж своих фирм и имидж региона в целом. Все, кто подписался под договором, несут ответственность за качество товаров и услуг не только перед покупателями, но и перед партнерами по бизнесу. Слабых звеньев в этой цепи не должно быть. Если кто-то проколется, выдаст бракованный продукт, разочарует покупателя, тень ляжет на все бизнес-сообщество.

    А какова в этом бизнес-проекте роль местных властей? Они поддержали инициативу предпринимателей. Расчет прост: чем больше те будут зарабатывать денег, тем больше налогов поступит в казну и пойдет на обновление коммунальной и социальной сферы, что сделает жизнь поморцев комфортнее.

    У нас такая система, основанная на доверии, взаимодействии и диалоге власти, бизнеса и общества, не выстроена. Органы самоуправления не живут с местных налогов, главы администраций не зависят ни от деятельности предприятий, работающих на их территории, ни от населения, живущего в несносных условиях без надежды на улучшение, поскольку в местной казне денег катастрофически не хватает. Главы поселений сидят спиной к предпринимателям и лицом к бюджетодержателю и заслуги свои меряют тем, сколько денег удалось выпросить из региональной казны. На латание многочисленных дыр идут не средства инвесторов, а бюджетные кредиты. Управы набрали их столько, что по общему объему муниципального долга Калининградская область занимает второе место в России. На 1 января 2012 года, по данным минфина, он составлял 9,5 млрд руб. Чтобы не доводить дело до банкротства, область пошла на списание муниципалам долгов по бюджетным кредитам на 1,8 млрд руб. Однако велика вероятность, что муниципальные образования вновь окажутся в глубокой долговой яме.

    А чиновников, складывается впечатление, становится все больше. И они норовят своего человечка на кормовое место поставить - к трубе, к платной парковке, на выгодные маршруты общественного транспорта. Мы проводили исследование агрессивности среды по отношению к предпринимателям. Результаты экспертного опроса показали, что ни одна коммерческая структура, работающая в Калининграде, не может подключиться к энергоснабжению без так называемых "фирм-посредников". Предпринимателю проще заплатить, чем годами ждать разрешений.

    И вот эта всеобщая независимость служит нам плохую службу. На одном из "круглых столов", посвященном кадровой проблеме в регионе, директор рекрутингового агентства предложила проректору университета: "Давайте мы, бизнес, напишем вам, какими знаниями должны обладать нужные нам специалисты". На что проректор ей сказал: "Для того чтобы выполнить ваши пожелания, нам потребуется как минимум два года, чтобы доказать необходимость изменений учебного плана в высшей школе, а потом еще пять лет, чтобы выучить нужного вам специалиста. А где гарантия, что он вам через семь лет понадобится?" Существование вузов не зависит от количества трудоустроенных выпускников. И предприятия на эту ситуацию никак не могут повлиять.

    В качестве примера приведу многострадальную сферу ЖКХ. Почему в еврорегионе "Балтика", в который входит Калининградская область, добиваются существенной экономии, вкладывая деньги в утепление зданий, сооружение новых котельных, установку уличных светодиодных светильников? Внедряя солнечные батареи, биотопливные котельные, тамошние власти считают не сиюминутную выгоду, а учитывают мультипликационный эффект - сохранение здоровья людей и увеличение продолжительности жизни.

    К примеру, котельные на древесных отходах не только экологичны, но и дешевы. Щепа стоит 10 евро за куб и в сравнении с углем выигрывает, правда, она обладает меньшей теплотворностью, поэтому требуются большие объемы. Если наладить бесперебойную поставку щепы, конвейер будет работать как часы. Но организация процесса наше слабое звено. Так же, кстати, как и сбор мусора. Технология есть, а системы работы с ТБО нет. И нет мотивации. Когда люди чего-то захотят, они организуют любое дело.

    А не хотят почему? Все упирается в интересы конкретных лиц, которые стоят рядом с энергокомпаниями и ресурсоснабжающими организациями. Почему в Польше и Литве, где солнечных дней в году столько же, сколько в Калининградской области, новые технологии выгодны бизнесу и работают, а у нас нет? Там просто меньше коррупционных факторов. Муниципальные программы финансируются Евросоюзом по факту: есть эффект от модернизации коммунальной сферы, дадим еще денег, нет - не дадим. Управы зашевелились, потому что неповоротливость вызывает недовольство жителей: почему в соседнем районе поменяли все водопроводные трубы, воду из крана можно пить, а у нас нет? И главу муниципалитета не переизбирают на новый срок. Когда такие подходы начали преобладать, без проволочек сменилась вся система подачи воды и тепла, сбора мусора. Я не идеализирую систему, которую выстроили наши соседи. У них полно своих заморочек. Но есть главное - взаимозависимость. Власти, бизнеса, науки, общества.

    Георгий Дыханов, вице-президент Балтийского делового клуба

    Поделиться