При этом половина (55%) намерена поменять место работы, поискать умного начальника, 3% жалуются вышестоящим боссам, а треть (30%) воспринимают ситуацию спокойно в убеждении: дураки есть везде, а от добра добра не ищут.
- Некомпетентные руководители, к сожалению, встречаются, - соглашается с итогами опроса ведущий специалист по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Виктория Харитонова. - Но эти данные, скорее всего, относятся к руководителям низшего и среднего звена. Чем выше уровень должности, тем меньше будет процент недовольства руководством. Одной из причин может быть разный уровень обобщения проблем - руководители, как правило, мыслят более масштабными категориями (стратегически), видя всю картинку целиком, и не всегда отдаваемые ими распоряжения понятны исполнителям. На уровне исполнителей другие категории мышления, более конкретные. Высокий процент недовольства начальством также может говорить о том, что процесс коммуникаций в российских компаниях выстроен не лучшим образом. И, как следствие, страдает и вовлеченность сотрудников в жизнь компании, понимание ее стратегических целей, и лояльность к компании в целом.
Но так ли уж важно, чтобы начальник блистал интеллектом и эрудицией?
- Чтобы быть успешным руководителем, совершенно необязательно обладать уровнем интеллекта выше среднего, - считает партнер рекрутинговой компании Antal Russia Кристиан Леполяр. - Высокий IQ не гарантирует того, что кандидат окажется грамотным и эффективным руководителем. Для управленца гораздо важнее эмоциональный интеллект, то есть способность распознавать и оценивать эмоции как собственные, так и окружающих людей, а также умение управлять этими эмоциями. Кроме того, большое значение имеют так называемые гибкие навыки, которые позволяют кандидату быть успешным независимо от специфики его деятельности. Это умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, работать в команде, управлять временем, генерировать нестандартные идеи и др. При поиске сотрудника на замещение руководящей должности работодатели прежде всего обращают внимание на опыт кандидата, его способности, эмоциональный интеллект и гибкие навыки.
А учитывается ли при оценке руководителя мнение о нем подчиненных?
- Как правило, назначение руководителей на должность происходит по решению высшего руководства, - напоминает Виктория Харитонова. - Но если у компании возникают проблемы, потребность в реорганизации и т.п. и в их решении приглашают участвовать внешние консалтинговые организации, то анализируется работа всех сотрудников, и одним из показателей эффективности руководства считается оценка его персоналом. А в иностранных компаниях помимо ежегодной аттестации сотрудников есть и ежегодная оценка руководителей всех уровней. Подчиненные заполняют анонимные анкеты, оценивая работу своего начальника по ряду критериев. И на основании этой оценки руководство обсуждает с менеджером стратегию его персонального профессионального развития.
И наконец, кто сказал, что все недовольные уровнем интеллекта своего шефа сами отличаются заоблачным IQ? Хорошо известно, что все жалуются только на нехватку денег и никто - на недостаток ума.