10.09.2012 23:45
    Поделиться

    Государство поможет слабым отраслям в строительстве инфраструктуры

    С вступлением России в ВТО представители бизнеса опасаются, что без господдержки слабых отраслей экономики они потеряют свою конкурентоспособность. В итоге - будут вытеснены с рынков. При этом правила ВТО запрещают прямую поддержку экономики, тем не менее, как рассказал "РБГ" президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин, это не мешает властям помогать тем или иным секторам другим путем, например, инвестируя в строительство необходимой им инфраструктуры.

    Вы были на форуме АТЭС. Обсуждалась ли тема господдержки слабых отраслей экономики при вступлении России в ВТО?

    Сергей Катырин: Без этого не обошлось. Однако замечу, что до сих пор есть темы, которые у нас в стране гипертрофированно преподносятся предпринимательскому сообществу. Например, вокруг вопроса поддержки агропрома в условиях ВТО некоторые эксперты форменную истерику устроили. Утверждают, что государству надо срочно спасать отрасль, что разрешенная поддержка слишком невелика, село погибнет. Но если вы посмотрите объемы господдержки агропрома, которые мы выторговали при вступлении в ВТО, то увидите, что таких денег никогда государство на поддержку сектора и не давало, и сегодня не даст. Их просто нет. Вот если бы государство такими средствами обладало, но не желало делиться... Это все больше похоже на "страшилки". Да, существуют и серьезные риски и угрозы. Многим будет работать сложнее - в сфере услуг, в банковском секторе, страховым компаниям. Но в основном потому, что там более мощные денежные обороты. У нас тарифная защита будет снижена с 10% до 6% - это тоже конкурентная мера по ряду товаров. Есть очень серьезная угроза для легкой промышленности...

    Реальные системные меры по поддержке слабых секторов существуют?

    Сергей Катырин: Конечно. Во-первых, по закону ВТО мы живем еще с 2006-2007 годов, и бояться сегодня уже нечего. Практически вся современная законодательная база, все, что касается экономики, берет точку отсчета с того момента. Во-вторых, что касается финансового регулирования и поддержки, надо говорить о том, какие преимущества нашему бизнесу можно получить, а не о том, какие недостатки существуют и что нам запрещено в рамках ВТО. Если мы опасаемся каких-то рисков, то надо посмотреть, как эти риски можно минимизировать или обойти. Так, например, нет ограничений на развитие инфраструктуры села. Более того, даже будет поощряться, чтобы вложения шли на улучшение уровня жизни наших жителей, их здоровья. Давайте не будем тратить государственные средства на комбайн, пускай сам колхоз или фермеры покупают. Но ведь надо сделать так, чтобы фермер мог доехать до точки сбыта - постройте ему дорогу, электросети, проведите газ... В-третьих, стране нужны кадры, которые тонко разбираются в вопросах ВТО. Например, юристы, знающие всю нормативно-правовую базу организации. Нельзя дотировать фермеров? Юрист тогда должен сказать: не запрещено вложить деньги в инфраструктуру, или подсказать еще какую-нибудь иную схему поддержки.

    А как себя будут вести зарубежные игроки на нашем рынке? Есть шанс, что они встретят достойный "отпор" и конкуренцию со стороны отечественного бизнеса?

    Сергей Катырин: Конечно. Нужно использовать все возможности. Так, например, Россия может создавать определенные преференции для российских товаропроизводителей при размещении государственного заказа, поскольку, вступая в ВТО, не подписывала договор о госзаказе. Но при этом надо четко определить, кто российский производитель, а кто - нет. Позиция ТПП РФ здесь такова: отечественным нужно считать того производителя, продукция которого минимум на три четверти состоит из российских компонентов.

    У западных компаний, в том числе малых, которые в ближайшем будущем начнут активно входить на российский рынок, возможности маневра шире, чем у нашего малого предпринимательства: на Западе другая стоимость кредитов, более простой и легкий доступ к "длинным" деньгам, чем в России. Надо эту проблему, как и многие другие, мешающие нашему бизнесу активнее развиваться, решать, не мешкая.

    Кроме того, вряд ли иностранные компании захотят конкурировать с российскими производителями, скажем, в таких районах, как Кубань. Там сегодня российские фермеры огромные урожаи собирают и без вмешательств "извне". Хотя говорить о том, что мы здесь полностью самодостаточны - тоже было бы неверно. Скажем, нам нужны элеваторы длительного хранения - структура, без которой не обойтись в серьезном сельхозпроизводстве. На их создание можно было бы привлечь иностранный капитал и технологии.

    Серьезная угроза существует и для нашего автопрома, не так ли?

    Сергей Катырин: Безусловно, особенно для грузового, автобусного. К слову, на польских и немецких площадках сегодня скопилось огромное количество подержанных автомобилей, готовых к экспорту в Россию под новые правила ВТО, под снижение пошлин. Нам явно не стоит стремиться догнать Запад технологически в области автопромышленности, тратя неподъемные средства и стараясь модернизировать старое. Не будем забывать, что сейчас на территории России мы строим многие модели современных западных автомобилей. Надо добиваться того, чтобы уровень локализации этого производства ежегодно возрастал - вот тогда придут новые технологии.

    В условиях ВТО российскому бизнесу не всегда понятно, как действовать. Что предпринимает ТПП РФ для того, чтобы помочь предпринимательскому сообществу найти правильный путь и не бояться большинства "страшилок"?

    Сергей Катырин: Чтобы по-настоящему помочь бизнесу разбираться в проблемах ВТО, мы открыли деловой центр "Россия в ВТО" на базе Центра международной торговли (ЦМТ). Собираем и анализируем вопросы от предпринимателей. Договорились с ведущими министерствами и ведомствами об оперативной реакции на возникающие у бизнеса проблемы. ТПП РФ запланировала привлекать к этой работе и наш научный мир - Высшую школу экономики, МГИМО, Академию внешней торговли, другие институты, специалисты которых помогут разобраться в тех или иных проблемах и подсказать грамотно, каким образом можно их решать. Центр должен дать возможность предпринимателю в любой точке страны получить ответы, комментарии от компетентных специалистов. И "по ходу событий" предстоит также готовить предложения в адрес руководства государства, как можно и нужно реагировать на те или иные риски, на проблемы, которые будут возникать и о которых будут сообщать предприниматели. Мы нацеливаем на это всю нашу систему, все 174 региональные палаты.

    Поделиться