Новости

11.09.2012 16:53
Рубрика: Культура

Французское кино переживает расцвет

Если бы устроители первого платного киносеанса в "Гран-кафе" на парижском бульваре Капуцинок легендарные братья Люмьер воскресли, им не пришлось бы разочаровываться. Дело, у истоков которого они стояли, во Франции в очередной раз переживает расцвет.

Посудите сами. Производство художественных фильмов постоянно растет. Сейчас Франция выпускает ежегодно свыше 200 лент и занимает третье место после американского Голливуда и индийского Болливуда. И это в то время, как в прочих европейских странах кинематограф дышит на ладан, а зрителя потчуют продукцией из США.

Знаковым событием стал невероятный успех фильма режиссера Мишеля Хазанивичуса "Артист" с нынешней "звездой" делоновского масштаба Жаном Дюжарданом. И это не только пять заокеанских "Оскаров", но и немалые сборы во Франции. Лента обошлась в 13 миллионов евро, а уже принесла в пять раз больше. Правда, до самого успешного в прокате за последние годы французского фильма, а это кинокомедия "Добро пожаловать к Ш’тям" (в российском прокате название остроумно перевели, как "Бобро пожаловать") ему далековато. Тот стоил 11 миллионов евро, а принес 200.

Французы любят кино и охотно посещают две тысяч кинотеатров, густо усеявших не только города, но и села. Кстати, свыше 10 процентов из них - мультиплексы, то есть те, где больше восьми залов. Посадочных мест-кресел на круг чуть больше миллиона. Прошлый год стал рекордным: раскуплено 215,6 миллиона билетов, что на 11 процентов больше, чем в предыдущем.

Конечно, и здесь народ не обходит стороной американские "блокбастеры" наподобие "Аватара". Но какая другая соседняя с Францией страна может похвастаться, что в 42 случаях из ста их граждане идут на фильм местного производства?

Тому, что французский кинематограф по-прежнему цветет, есть вполне логичное объяснение и содержится оно в двух словах - "культурная исключительность". Именно так в конце 1950-х годов при соратнике Шарля де Голля министре культуры Андре Мальро назвали государственную политику, нацеленную на укрепление и развитие культуры. Что касается кинематографа, то ее суть заключается в том, что государство, отдавая себе отчет в его важности, создало мощную систему поддержки. Был основан Национальный киноцентр (НКЦ), которому поручено заниматься финансированием сначала кинематографа, а затем и аудиовизуального сектора. Так вот НКЦ, находящийся под двойной опекой Минкульта и Минфина, собирает со всех прокатчиков, владельцев кинозалов налог - 10,72 процента со стоимости каждого билета.

К слову, средняя цена билета в кино - 9 евро. Для детей до 12 лет - 5 евро, а пенсионеров - 7,40. Билеты на сеансы фильмов в 3D на 20 процентов дороже. Эти средства, а в прошлом году набралось 128 миллионов евро, прямиком идут в бюджет НКЦ. Более того, все телевизионные каналы отчисляют туда в качестве платы за показ фильмов 5,5 процента от своих доходов. Это еще 583 миллиона евро. Ну и еще 38,5 миллиона было собрано в виде налога (2 процента) от продажи и проката видеодисков.

Как видите, получается немаленькая сумма, и большая ее часть идет на разностороннюю помощь кинематографу. Во Франции нет государственных киностудий. Здесь все они частные. Есть гиганты типа UGC, Gaumont, Pathe, есть поменьше и совсем крошечные. Всего около восьми десятков. Так вот Национальный киноцентр финансово в пределах 500 тысяч евро "откликается" на заявки от кинорежиссеров, если там решают, что будущая лента по своей художественной задумке того достойна. При этом акцент делается на содействии фильмам-дебютам, авторскому кино, то есть всему тому, что служит развитию киноискусства. Ежегодно таким образом создается порядка 60-70 картин.

НКЦ также активно помогает дистрибуции французских лент. Понятно, что крупные компании обходятся без посторонних денег. Но тем, кто работает в сельской местности, где сборы невелики, субсидии киноцентра помогают выжить. И, что очень важно, НКЦ финансирует сеть кинотеатров "искусство и проба", где показывается исключительно артхаусное кино - ленты для продвинутых кинофилов. Только в Париже их с десяток.

Другое направление работы киноцентра - это проведение кинофестивалей. Оставим в стороне самый известный - Каннский, а он, кстати, также субсидируется государством. Так вот, помимо него во Франции ежегодно проходят еще 165 фестивалей. Для сравнения: в Италии их организуется 17, а в Англии и того меньше - лишь шесть.

Государство "кина не хочет"

За последние десять лет уже несколько раз отгремели колокола, возвещающие о якобы приближающемся закате немецкого кино. Однако, несмотря на многочисленные похоронные предсказания, кинематограф ФРГ по-прежнему жив.

Вряд ли найдется такой человек, который назовет хотя бы два известных немецких фильма. Однако немецкие кинематографисты ежегодно выпускают 190-220 картин. Крупные кинокомпании - и мюнхенские "Constantin Film Produktion" и "Bavaria Film", и гамбургская "Studio Hamburg", и берлинская "X-Filme Creative Pool", и наследница ГДР-овского кино "Studio Babelsberg" в Потсдаме - известны на весь мир. Среди них нет ни одной государственной. Как рассказали "РГ" в Федеральной конференции министров культуры, государство вообще не влияет на производство фильмов. Тысячи кинокартин - как документальных, так и художественных - правда, выпускаются по заказу общественно-правовых каналов телевидения и на их средства. Однако поскольку во главе, как первого, так и второго канала стоят избираемые общественные советы директоров и наблюдательные советы, они также далеки от государства. Поэтому производимое ими фильмы не рецензируется "сверху".

И все же обойтись без государственной поддержки продюсерам и режиссерам не удается. Особенно часто из госбюджета финансируются кинокартины, однако перепадает и лентам, снимаемым только для телевизионного проката. В прошлом году на нужды кинопроизводителей государство выделило 348 миллионов евро.

Киноленты попадают в кинотеатры через кинопрокатные фирмы. Самые крупные из них - дочерние предприятия американских кинопрокатных компаний. Они-то и предоставляют кинотеатрам копии фильмов, а также права на прокат в обмен на договорную долю сборов за посещение. При этом они должны сами позаботиться о рекламе и продвижении ленты на кинорынке. Именно они определяют официальное время начала показа фильма в кинотеатрах страны. В их обязанности входит также продвижение немецких кинокартин на международном рынке. Однако пока с этим справляются они из рук вон плохо. Видимо, поэтому, немецкое кино плохо известно за пределами страны.

Тем не менее, сами немцы не против посидеть перед большим экраном с чипсами или попкорном, запивая их пивом или кока-колой, даже если за это придется выложить в зависимости от кинотеатра и фильма от 7 до 12 евро. В 2011 году общее число посещений кинотеатров в Германии достигло 129,6 миллиона - примерно по 1,58 "кинопохода" на каждого немца, включая младенцев и стариков.

Справка РГ

Кинотеатров в Германии сейчас 1 671. Поскольку маленькие уютные киношки уходят в прошлое, а на смену им приходят многофункциональные кинокомплексы с множеством экранов, статистика теперь ведется по числу кинозалов - в прошлом году их было 4 640. Неплохой результат.

Грезы на денежном потоке

В Америке, одним из символов которой является не нуждающийся в представлениях Голливуд, киноиндустрия не только во многом задает моду мировому кинопрокату, но и является важнейшим элементом экономики.

Сегодня на американской "фабрике грез" заняты около 2,2 миллиона человек - от дизайнеров, гримеров и сценаристов до бухгалтеров и актеров. Вся эта "киноармия" без помощи от государственных структур добывает почти 180 миллиардов долларов, из которых около 15 миллиардов уплачиваются в виде налогов в бюджеты всех уровней.

А ведь в начале ХХ века в США, преимущественно в Нью-Йорке, было лишь несколько мелких киностудий. В окрестностях Лос-Анджелеса, которым предстояло прославиться на весь мир и где земли под застройку раздавались практически бесплатно, первое кинопроизводство стартовало в 1913-м.

И "синематограф", быстро поставленный на коммерческие рельсы, стал в буквальном смысле творить финансовые чудеса, и в течение нескольких лет в США сформировались крупнейшие частные кинокомпании. В 1912 году - "Юниверсал Студиос", в 1919 - "Каламбия Пикчерз", в 1922 - "Парамаунт Пикчерз", в 1923 - "Уорнер бразерс", в 1924 - "Метро-Голдвин-Майер", а в 1935 - "20 век Фокс". Всего за 20 с небольшим лет Голливуд стал столицей американской киноиндустрии.

Параллельно с развитием американской индустрии киноразвлечений мощнейший толчок получили инновации и новые технологии. Если в конце 1980-х зрителей завораживала рисованная графика "Звездных войн" Джорджа Лукаса, то сегодня "Аватар" в формате 3D от Джеймса Кэмерона, практически полностью созданный с помощью компьютеров, воспринимается как данность.

Не секрет, что крупные кинокомпании поставили производство блокбастеров на поток с единственной целью - получение максимальной прибыли. Этой цели подчинена вся производственная цепочка от сценаристов до актеров, а творческие подходы режиссеров кинолент зачастую корректируются в соответствии с коммерческими интересами продюсеров.

Впрочем, сегодняшнее американское кино - это не только "голливудская машина по производству денег", но и развитая система независимого кино, которое, хотя и не поддерживается крупными кинокомпаниями, но позволяет режиссерам, вроде отвязного Квентина Тарантино, чувствовать себя более свободно и идти на нехарактерные для "голливудского мэйнстрима" творческие эксперименты.
По данным Американской ассоциации кинокомпаний, в последние несколько лет в США ежегодно выпускается по 600-620 фильмов, которые "крутятся" в шести тысячах кинотеатров по всей стране, насчитывающих более 30 тысяч экранов.

Среди крупнейших американских киносетей пальму первенства прочно удерживают "Regal Entertainment Group" с шестью тысячами экранов и "AMC Entertainment Inc." с пятью тысячами экранов.
Средняя стоимость взрослого билета на голливудский блокбастер в американских кинотеатрах - примерно 12 долларов, при этом детский билет стоит 9 долларов. За просмотр фильмов в формате 3D придется выложить 16 и 13 долларов соответственно, а за IMAX - 18 и 15 долларов.

Одна из любопытных особенностей работы американских кинотеатров: в билетах не указывается место зрителя в зале. Как пояснили корреспонденту "РГ" в одном из старейших вашингтонских кинотеатров, этим пытаются привлечь зрителей: приходи в кинозал пораньше и первым занимай лучшие места. "А чем раньше они придут, тем больше рекламы перед началом фильма увидят", - объяснили задумку менеджеры кинотеатра.

Зеленый для "Сделано в Китае"

"Локомотив продвижения китайской культуры за рубеж", "один из основных столпов национальной экономики" - именно такие определения дали несколько лет назад руководители КНР киноиндустрии страны. Что интересно, подобные высокопарные слова звучали с трибун пленума ЦК Компартии, почти полностью повторяя знаменитое выражение вождя мирового пролетариата о том, что "из всех искусств важнейшим для нас является кино".

По оценкам экспертов, рынок киноиндустрии в Китае к 2015 году составит 4,5-6 миллиардов долларов. К этому же году в стране появится 12 тысяч ультрасовременных кинотеатров. Таким образом, Китай займет второе место в мире по размерам этого рынка.

Однако основной упор, судя по высказывания высокопоставленных лиц, будет сделан на анимацию. Именно с этой сферой связывают надежды на высокие прибыли. Но самое главное, в стране рассчитывают с помощью мультиков добиться "узнаваемости" Китая на мировом рынке. Одним из наиболее удачных за последнее время стал мультфильм "Переполох в небесном дворце", снятый шанхайской корпорацией "Шанхай Фильм групп" совместно с американскими партнерами "Текниколор". Особенность этой картины заключается в сочетании мотивов классического произведения "Путешествие на Запад" с современными форматами 3D.

Статистика говорит о правильности выбранного курса: в 2009 году создано 2860 часов мультфильмов, а до 2003 года ежегодно создавалось всего лишь 70 часов. Говорить о качественном прорыве китайской анимации было бы не совсем верно, если не упомянуть и о государственной поддержке, причем не только финансовой. С 2006 года в эту сферу было инвестировано свыше 30 миллионов долларов, предоставляется льготное налогообложение. И лучшее время на телевидении отдается отечественному продукту: иностранные картины не могут демонстрироваться с 17.00 до 20.00, а также 60 процентов всех показываемых мультфильмов должны быть "сделаны в Китае".

Правда, подобные меры успеха пока не приносят. Требование демонстрировать в кинотеатрах не менее двух третей отечественных картин, перенос мировой премьеры "Аватара" ради китайской картины "Конфуций", ряд других протекционистских мер, а также многомиллионные вливания пока не способны заставить китайского зрителя отказаться от иностранной продукции. Более половины доходов прокатчикам КНР приносят работы западных режиссеров. Киноманов не останавливает даже почти двукратная разница цены билетов на отечественные и зарубежные картины.

В ожидании нового Феллини

На знаменитой Виа Венето уже давно не мечтают увидеть персон масштаба Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Марчелло Мастроянни или Альберто Сорди. Здесь также редко бывают ныне здравствующие кинодивы Софи Лорен и Орнелла Мути. Столики в уютных кафе, которые в свое время были для них практически вторым домом, пустуют в ожидании появления новых героев. И лишь пожелтевшие фотографии звезд того времени напоминают о том, что когда-то Италия была законодательницей мировой кинематографической моды.

"Золотой век" итальянского кино пришелся на послевоенные годы. В те времена страна, находившаяся на грани разорения, смогла с помощью "неореализма", отражающего жизнь простого, бедного итальянца без прикрас, киноэффектов и традиционных голливудских хэппи-эндов, завоевать весь мир и напитать кинематограф правдивостью. Неудивительно, что в ту пору Оскары и прочие престижные призы посыпались на режиссеров-неореалистов Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Витторио Де Сика, Пьерпаоло Пазолини и, конечно, Федерико Феллини. С тех пор ситуация изменилась, и не в самую лучшую сторону. Сегодня итальянские режиссеры, конечно же, тоже бывают (и даже довольно часто) отмечены на международных кинофорумах, но о триумфе былых лет им мечтать не приходится.

По мнению большинства жителей Апеннин, итальянский кинематограф истосковался по гениям. И это при том, что в Италии проводятся два крупных международных кинофестиваля: Венецианский и Римский. Более того, если раньше любой итальянец, не задумываясь, мог назвать с десяток уважаемых им кинодеятелей, то сегодня Нанни Моретти - чуть ли единственный режиссер, который внушает доверие и вызывает интерес.

По словам генерального директора киностудии "Чинеситта" Джузеппе Бассо, с 2009 года "итальянский кинематограф оказался в туннеле", поэтому, начиная с этого момента, в стране производится менее 100 фильмов за год. Действительно, крупных кинопроизводителей и дистрибьюторов можно пересчитать по пальцам одной руки ("Медуза", "РАИЧинема", "Фильмауро"), а сама "Чинеситта" выживает во многом за счет сдачи в аренду своей аппаратуры и благодаря малобюджетным телевизионным проектам. Последним и, пожалуй, самым крупным за последнее время международным "завоеванием" знаменитой римской киностудии стал фильм Вуди Аллена "В Рим с любовью". "Сегодня государство, - сказал в беседе с "РГ" директор главной итальянской киностудии, - пусть с многолетним опозданием, но прилагает все же усилия, чтобы вызвать интерес к нашему кинорынку. В Италии существует единый фонд по поддержке культурных инициатив, который, однако, сократился с почти 200 миллионов евро до нескольких десятков миллионов. Для итальянских кинопроизводителей предусмотрено снижение налогов на 15 процентов, а для директора фильма они списываются на 40 процентов. Этот весьма успешный механизм помогает нам, несмотря ни на что оставаться на плаву и смотреть с надеждой на будущее",- оптимистично заключил Джузеппе Бассо".

Как показывают исследования, самыми преданными киноманами в Италии оказались люди самого что ни на есть пожилого и преклонного возраста. В любое время дня и ночи в многочисленных кинозалах можно увидеть внушительную группу из старичков и старушек, удобно расположившихся в современных и удобных креслах. Их не останавливает даже то, что цена на билет в кино не самая дешевая в мире. С понедельника по четверг она варьируется от 3,5 до 5 евро, в пятницу и выходные достигает 8 за сеанс. Любителям 3D фильмов придется раскошелиться на 10 евро.

Болливуд, Толливуд и Колливуд

Если говорить об индийском кино, первое, что приходит в голову - Болливуд. Там, в основном, снимают фильмы на хинди, меньше - на урду и панджаби.

Но кино в Индии производят не только в крупных студиях города Мумбаи, бывшего Бомбея, от скрещения названия которого с американским Голливудом в 70-е годы произошло слово "Болливуд". В Хайдарабаде на юге страны есть еще так называемый Толливуд, а на самом деле - "Рамоджи", где снимают ленты на языке телугу. На сегодняшний день это самый большой в мире интегрированный киностудийный комплекс, занимающий площадь более восьми квадратных километров. Кстати, в 90 километрах от "Рамоджи" - в городе Чандракона - строится "Город Кино Праяг" ( территория - почти одиннадцать квадратных километров). Но второе по масштабу после Болливуда кинопроизводство находится даже не там, а в городе Ченнаи. В местном Колливуде снимают фильмы на тамильском языке, там на базе российского Центра культуры и науки должен заработать совместный российско-индийский институт кино имени Сергея Эйзенштейна.

Такой размах неудивителен - в Индии производится более тысячи фильмов в год. По данным издания "Times of India", по этому показателю страна опережает даже Голливуд. Годовой оборот индустрии, в которой заняты около шести миллионов человек, составляет примерно 1,3 миллиарда долларов и продолжает увеличиваться. Из-за усиливающейся конкуренции голливудского кино индийским режиссерам и продюсерам приходится снимать фильмы не только в стране, но и за ее пределами - в Европе, США, совершенствоваться в спецэффектах, выводить кино на принципиально новый уровень, в том числе и финансовый. Бюджет одного из прошлогодних хитов "Ra.One" - примерно 27 миллионов долларов. В первые дни после премьеры самый дорогой фильм, когда-либо снятый в Болливуде, выдерживал в мультиплексах по тридцать сеансов в день.

В Индии люди активно ходят в кино. Мультиплексы, благодаря введенным налоговым льготам, переживают настоящий бум. При этом в Индии не решена проблема пиратского кино - диск можно купить с рук до официальной кинопремьеры, уже не говоря о том, с каким размахом они штампуются после выхода картин на DVD. По данным Федерации торговых и промышленных палат Индии, ежегодно местная киноиндустрия не досчитывается 100 миллионов долларов дохода. И тем не менее в Индии говорят, что последние пять лет - это золотое время для местной киноиндустрии.

Кстати

В Пакистане запрещена официальная дистрибуция индийской кинопродукции, поэтому пиратские копии - единственная возможность для жителей соседней страны посмотреть громкие премьеры Индии.

Культура Кино и ТВ Мировое кино А как у них?
Добавьте RG.RU 
в избранные источники