Ольга Пономарёва, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам"
Налоговая инспекция разъясняет налогоплательщикам порядок подготовки и направления в ФНС России документации, которая необходима налоговой службе для контроля за сделками между взаимозависимыми лицами. Налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), в том числе и сделок участника консолидированной группы налогоплательщиков. В своем письме ФНС убирает противоречие в вопросе, контролируются ли сделки участников консолидированной группы. Налоговики аргументируют свою позицию положениями ст. 105.15 и ст.105.14 НК РФ.
Обращу внимание на еще один важный момент из письма ФНС - это контроль за ценами в 2012 году. Ранее контроль за ценами налоговые органы осуществляли на основании двух статей НК - статья 20 касается взаимозависимых лиц и статья 40 указывала принципы определения цен для целей налогообложения. Налогоплательщики часто испытывали на себе злоупотребления со стороны налоговиков, которые прикрывались применением данных статей. В чем был механизм? Налоговики применяли свое право по контролю за ценами и доначисляли налоги по тем сделкам, по которым цены считали заниженными, используя при расчетах тот расчет цен, который был выгоден налоговым органам. С принятием новой главы НК РФ и данным письмом становится очевидно, что те критерии по "контролю за ценами", которые ранее применяли налоговики, ссылаясь на нормы гражданского права, антимонопольного законодательства и других законов, теперь формализованы. При этом круг взаимозависимых лиц расширен (раньше в ст. 20 НК РФ было всего 3 основания для определения взаимозависимых лиц, то сейчас в ст. 105.1 их уже 11).
Несмотря на то что круг взаимозависимых лиц расширен, контролироваться налоговиками будут только те сделки между ними, по которым сумма дохода превышает определенный лимит. В письме ФНС как раз указаны условия контроля за такими сделками и определены лимиты: для сделок, совершенных в 2012 году, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, заключенным с одним лицом (или одними и теми же лицами), превышает 100 млн рублей за год; для сделок, совершенных в 2013 году, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, заключенным с одним лицом (или одними и теми же лицами), превышает 80 млн рублей за год. С 2014 года налоговики будут проверять все контролируемые сделки независимо от суммы полученных доходов.
Письмо ФНС еще раз обращает внимание налогоплательщика на перечень необходимой документации по контролируемым сделкам (данный перечень указан в ст. 105.15 НК РФ). Кроме того, ФНС сообщает, что при оценке содержания, объема и уровня детализации предоставляемой ими информации налогоплательщикам необходимо руководствоваться принципом, установленным пунктом 6 статьи 105.15 НК, согласно которому детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки). Таким образом, формируются новые условия отчетности, и если взаимозависимые лица совершили сложную и дорогостоящую сделку или группу сделок, то они должны предоставлять подтверждение цены уже не на одном листе, а в таком объеме, чтобы налоговые органы увидели наглядно ее экономическое обоснование и рыночное ценообразование.
Что имеется в виду? При рыночном обосновании соответствия цен в целях налогообложения в совершенных сделках следует руководствоваться следующим принципом. Стороны контролируемой сделки должны определять свои налоговые обязательства исходя из условий сопоставимых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Возможные искажения в распределении экономических выгод между сторонами не должны влиять на их налоговые обязательства.
При определении доходов в целях налогообложения налогоплательщикам следует применять методы, предусмотренные НК РФ. Этими же методами руководствуется и ФНС России в ходе налогового контроля. Налогоплательщики могут использовать другие методы в случаях, когда НК РФ содержит иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения (например, при подсчете налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок).
ФНС в своем письме рекомендует проводить мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации (в частности, расчета интервалов рыночных цен (рентабельности) в период совершения контролируемой сделки или установления цены в ней.
Письмо ФНС подробно описывает порядок истребования и предоставления в органы налоговой инспекции документации о контролируемых сделках. ФНС России проводит анализ сведений, которые имеются у налоговиков о контролируемых сделках, и не ранее 1 июня следующего года после совершения сделок налоговики могут истребовать документацию. Налогоплательщик должен предоставить документацию в течение 30 дней после получения требования из ФНС. При этом в ряде случаев налогоплательщик не обязан представлять документацию (например, при использовании регулируемых цен), но может сделать это по собственной инициативе.
Почему налогоплательщику выгоднее предоставить документацию, запрашиваемую налоговыми органами в установленный срок? В письме ФНС есть ответ на этот вопрос: своевременное представление документации, которая обосновывает рыночный уровень цен в контролируемых сделках, освобождает налогоплательщика от ответственности за неуплату или неполную уплату налогов в результате применения трансферных цен (ст. 129.3 НК РФ). Кроме того, ФНС России учтет действия налогоплательщика со знаком "плюс" и при принятии решения проводить или не проводить у него мероприятия налогового контроля.
Письмо ФНС направлено на то, чтобы сориентировать налогоплательщика, как ему в новых условиях правильно собрать и предоставить документы о контролируемых сделках. ФНС рекомендует на этапе совершения сделок думать о составе участников сделки, ее экономической целесообразности и о том, как с коммерческой и финансовой точек зрения налогоплательщик сможет объяснить ценообразование в сделке.