10.09.2012 23:32
    Поделиться

    Новый свидетель появился в деле о торговле органами в Косово

    В деле о торговле человеческими органами в Косово появился новый свидетель, чьи показания могут оказаться решающими. Прокурор по военным преступлениям Сербии Владимир Вукчевич уверен, что нашел человека, который сам участвовал в одном из эпизодов преступной деятельности.

    Это бывший боец так называемой Армии освобождения Косово (АОК). Его имя не называют в интересах следствия. Свидетель утверждает, что принимал участие по меньшей мере в одной операции по извлечению человеческих органов. Она была проведена в конце 90-х около города Кукес на северо-востоке Албании. У сербского заключенного вырезали сердце, которое потом продали на "черном" рынке. Свидетель рассказал, как сердце перевозили для трансплантации в аэропорт албанской столицы Тираны. По словам Вукчевича, показания свидетеля проверялись более года и была доказана их достоверность. Прокурор обещал передать эти сведения международным следователям.

    Расследованием торговли органами занимается специальная группа в рамках Миссии Евросоюза в области верховенства закона и правопорядка в Косово. Летом 2011 года в Приштине даже начался процесс по делу частной клиники Medicus. Она была закрыта в 2008 году после того, как стало известно о проводившихся там тайных операциях по изъятию почек. Обвиняемыми проходят пять руководителей клиники. Есть свидетели, которые платили банковскими переводами по сто тысяч долларов за нелегальную пересадку и которые продавали свои почки за несколько тысяч долларов. Согласно материалам следствия доноры прибывали в Приштину из Стамбула, подписывали, не читая, какие-то бумаги на английском и тут же отправлялись под нож трансплантолога. Уже через два-три дня после опасной операции их отправляли обратно в Стамбул. Обещанную компенсацию за операцию получали далеко не все. В числе продававших свою почку есть граждане России, Белоруссии, Молдавии, Киргизии, Казахстана. Все сделки организовал израильтянин, а за медицинскую часть отвечал турок. Они оба скрываются, их ищет Интерпол. При этом пять обвиняемых по-прежнему даже не заключены под стражу.

    Как говорят знакомые с ходом процесса наблюдатели, рассмотрение дела идет медленно, а свидетели обвинения часто путаются в показаниях. Что дало повод некоторым экспертам предположить, что у "черных трансплантологов" есть высокие покровители. Эта версия имеет полное право на жизнь, так как косовского премьера Хашима Тачи также подозревают в участии в этом доходном бизнесе. В частности, "боссом небольшой, но невообразимо мощной группы членов АОК, контролировавшей местные криминальные структуры еще с 1998 года" назвал Тачи спецдокладчик ПАСЕ по незаконной торговле органами Дик Марти. Швейцарский юрист представил свой доклад на эту тему в конце 2010 года, чем значительно обескуражил европейскую общественность. Подготовленный им документ считается первым авторитетным международным свидетельством преступлений, которые совершали в Косово боевики АОК. Албанские преступники похищали мирных жителей Сербии и изымали у них органы для продажи: "Как только хирурги оказывались на месте и были готовы оперировать, пленников в индивидуальном порядке изымали из "безопасного дома", боевик АОК без промедления ликвидировал их, а тела тут же доставлялись в операционную клинику".

    Для своего доклада Марти во многом использовал материалы, собранные его соотечественницей Карлой дель Понте - экс-главным прокурором Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии. Тот "безопасный дом", о котором идет речь выше, предположительно находится в окрестностях североалбанского городка Буррель. Однако ни дель Понте, ни Марти не добились от албанских властей согласия на проведение следственных действий. В январе 2011 года ПАСЕ обратилась с призывом к миссии ЕС в Косово "активизировать следственные действия, не обращая внимания на то, какие должности занимают потенциальные подозреваемые". Однако представители гражданско-полицейской миссии в Приштине, контролирующей нынешнее расследование, заявили, что "фактом является то, что в этом деле нет каких бы то ни было доказательств: ни тел, ни свидетелей". Найденный сербской прокуратурой непосредственный участник событий может придать расследованию этой болезненной темы новый импульс.

    Поделиться