На саммите АТЭС укрепились экономические связи России и Сингапура

На саммите АТЭС во Владивостоке экономические связи России и Сингапура получили новый импульс. Сингапурские инвесторы проявляют растущий интерес к экономике азиатского региона России, а экономические опыт и достижения Сингапура все в большей мере востребованы в РФ. Так считает основатель Российско-сингапурского делового форума Майкл Тэя. Во время своего визита в Москву он дал интервью "РБГ".

Какова ваша оценка итогов саммита АТЭС и как они повлияют на развитие российско-сингапурских экономических связей?

Майкл Тэй: Главное наследие АТЭС - в создании тесных отношений между ключевыми экономиками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это попытка создать реальную платформу, где могут проходить процессы "региональной ассимиляции". Дух АТЭС характерен и для Российско-сингапурского делового форума, нацеленного на создание, расширение и поддержание взаимных деловых связей.

Как одна из самых открытых экономик в мире, Сингапур только выиграет от продолжения открытой торговли внутри и вне региона. Годовые цифры торгового оборота в Сингапуре втрое превышают его ВВП. Усиление экономической интеграции в регионе еще более упростит "бизнес-потоки", что приведет к сокращению издержек для наших компаний.

Эти тенденции выгодны российско-сингапурским связям, особенно в связи с участием России в ВТО. Постепенное снятие торговых барьеров позволит компаниям находить новые взаимосвязи.

Вместе с такими документами, как соглашение по инвестиционным гарантиям, об избежании двойного налогообложения и меморандум о взаимопонимании между Минэкономразвития России и минпромторговли Сингапура, такие платформы как Российско-сингапурский деловой форум (РСДФ) способствуют развитию связей между нашими предприятиями и бизнес-сообществами.

РСДФ - это мощный "шлюз" для взаимных торговых и инвестиционных связей. Об этом говорят серьезная поддержка и участие в нем руководителей в ранге министров. А также многих ведущих компаний из обеих стран (включая, например, "Газпром", "Кеппел", международный аэропорт Чанги, "Джуронг Консалтантс"). Кроме того, количество участников форума за последние семь лет выросло очень значительно.

В форуме начинают участвовать все больше представителей малых предприятий, а также российских компаний, начинающих бизнес в Сингапуре. Количество таких компаний более чем удвоилось за последние восемь лет.

Какие отрасли и регионы России наиболее привлекательны для cингапурского бизнеса?

Майкл Тэй: Сингапурские компании хорошо осознают размер российского рынка и потребительской базы. Отсюда и большой интерес к РФ со стороны крупных компаний Сингапура.

Когда РСДФ только выстраивал деловые связи между Россией и Сингапуром, инвестиционные инициативы были в основном в развитии инфраструктуры. А сегодня все более подробно обсуждаются отраслевые проекты.

Так, в июне 2012 года международный аэропорт Чанги заключил соглашение с группой "Базовый Элемент" и Сбербанком РФ о создании СП, в котором российским сторонам будет принадлежать 50 и 19% соответственно. Чанги в этом предприятии получил 30%. Цель проекта - развитие аэропортов в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике, которые будут "основными" воротами для зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Весьма активно работает в России компания "Джуронг Консалтантс": она осуществляет планирование промышленных парков в Псковской, Томской областях, иннограда в Сколково.

А, например, "Олам Интернешнл" недавно подписала соглашение на $ 75 млн за 75% акций Русмолко (российского производителя зерна и молока). "Олам" объявила о планах сделать Русмолко ведущим производителем молока в России и вывести компанию в число десяти лучших частных молокопроизводителей в мире.

В какой мере Россия использует транзитные возможности Сингапурского портового комплекса?

Майкл Тэй: Центральное расположение Сингапура в регионе АСЕАН и всего азиатского региона обеспечивает России надежную связь со странами региона. Обладая хорошо развитой инфраструктурой, портовый комплекс в Сингапуре - это готовая платформа мирового класса, где Россия получает доступ ко всем рынкам региона. В том числе к быстроразвивающимся экономикам Малайзии, Индонезии и Вьетнама. Используя нашу интегрированную транспортную сеть и опыт наших компаний по работе с региональными партнерами, Россия "охватывает" весь регион через Сингапур.

В каком объеме планируются эти закупки Сингапуром сжиженного природного газа в РФ и с какого времени?

Майкл Тэй: Я рассматриваю взаимный интерес в этой сфере в качестве одного из успехов Российско-сингапурского делового форума. Насколько я знаю, "Газпром" заинтересован в увеличении своих мощностей по производству СПГ и расширении объема его продаж в Азии. Сингапур стремится диверсифицировать свои источники энергии. Но пока никаких официальных заявлений по поводу достижения соглашений с "Газпромом" не было.

В ряде тихоокеанских стран высказываются мнения о необходимости расширения АТЭС за счет стран и территорий, которые в АТЭС пока не входят. А представители РФ и стран АСЕАН заявляли о возможности зоны свободной торговли Россия - АСЕАН. Как вы оцениваете эти возможности?

Майкл Тэй: АТЭС уже вводил мораторий на членство, что породило дискуссии на эту тему. Расширение членства АТЭС не является решением, принимаемым за один день.

Одним из промежуточных вариантов могло бы стать включение стран, не входящих в АТЭС, в рабочие группы и даже, возможно, в создание Транстихоокеанского партнерства. Это поможет создать предварительную платформу для будущего членства в АТЭС.

На мой взгляд, возможности зон свободной торговли Россия - АСЕАН зависят в первую очередь от успеха программы АСЕАН-2015, цель которой - достижение региональной экономической интеграции. Но это сопряжено со многими проблемами. Если мы сможем успешно формализовать АСЕАН-2015, это вполне может способствовать созданию ЗСТ Россия - АСЕАН.

По мере того как все эти дискуссии продолжаются на самом высоком уровне, бизнес уже может использовать платформу Российско-сингапурского делового форума.