***
Реакция оказалась предсказуемой: репортажи о реконструкциях сражения, организованные непосредственно на Бородинском поле, документальные фильмы, пересказываюшие фабулу франко-русских отношений. Первый канал воспользовался правами на показ экранизации Сергея Бондарчука.
Телеканал "Россия" в проекте Алексея Денисова осветил ход информационного сражения между наполеоновской Францией и царской Россией. Эта неизвестная широкой публике война по-своему примечательна. А история с фальшивым завещанием Петра I, которое использовал в пропагандистских целях Наполеон, неожиданно срифмовалась с "Протоколами сионских мудрецов" и с "Планом Даллеса" по уничтожению России.
...Телеканал "Культура" позволил себе совсем уж неожиданный "датский" ход. Cделал вещь простую, до которой почему-то никто не додумался прежде: предложил телезрителям подборку кадров хроники, запечатлевших торжества по случаю столетия первой отечественной войны.
В 1912 году уже был изобретен кинематограф, кино было немым и черно-белым, а империя доживала последние годы. Но все равно интересно, как отпраздновала династия Романовых и русский народ судьбоносную дату.
Столетней давности хроника в наше время озаглавлена пышно: "Юбилейные торжества в память 100-летия Отечественной войны 1812 года в Высочайшем присутствии". Само празднование мне показалось монотонным, хотя и познавательным: государь на поле Бородина долго здоровается с чиновным и сановным людом - охраны не видать. Камера не любопытна. Государь посещает монастыри - опять здоровается. Божественная литургия, крестный обход, завтрак-фуршет на воздухе, смотр гренадерского полка, духовых оркестров, встреча с представителями Франции, поминовение императора-победителя Александра I в храме Христа Спасителя. Всюду тенью за ним многочисленная семья, что через несколько лет составит ему компанию в известковой яме под Екатеринбургом.
Разумеется, и техника кино была тогда бедна, и сами документалисты не овладели киноаппаратом как средством эмоционального воздействия на публику. И все равно - содержательный исторический документ. И праздник был не столько праздником во славу оружия, сколько величественным поминовением павших на той Далекой, на Отечественной. Сегодня она к тому же воспринимается как отпевание. Династией - самой себя.
***
...Прошло еще сто лет, и смертоубийство двухсотлетней давности уже не кажется чем-то ужасающим, кошмарным, кровавым. По крайней мере, не показалось таковым на телеэкране. Кажется же оно, благодаря добросовестным реконструкциям, театральным действом. Игрой взрослых дядей в нарядных оловянных солдатиков.
Ближе всего к реальности прошлого оказался, конечно же, фильм Сергея Бондарчука "Война и мир". Но и по нему не очень понятно, отчего так гневался Лев Николаевич на эту славную викторию и на людей, что занялись взаимным изничтожением с охотой и с упоением. На экране все так красиво - особенно планы сверху, продолжительные панорамы. Все движется, дыша легкой дымкой от пушечных залпов. Толстой даже не представлял, как это массовое взаимное истребление двух народов может эффектно выглядеть с высоты птичьего полета. Или на телеэкране в исполнении ряженых гусар и казаков.
Было одно исключение в этой жизнеутверждающей телемистерии - историко-игровой фильм Алексея Пивоварова "Отечественная. Великая". И в нем тоже много картона и папье-маше, густого грима, постановочного хлама. Смею предположить - чтобы сквозь редуты декорированной, реконструированной действительности наглядно пробиться к подлинной реальности. И в некоторых местах автору удалось освободиться от мифов, не умалив оптимистического значения победы в войне 1812 года.
Должен заметить, у телезрителя могло возникнуть впечатление, что если бы той, двухсотлетней давности войны не было в реальности, ее стоило бы выдумать для воспитания в патриотическом духе нашего юношества, часть которого почему-то оградят от просмотра "Войны и мира" посредством нового закона о защите детей.
***
Впечатления о сегодняшней мирной жизни не столь эпохальные. Мокьюментари Андрея Лошака "Россия. Полное затмение", о котором я уже писал, продолжается.
...Алексей Пиманов сел за рояль, извлеченный из кустов, и взял несколько до боли знакомых аккордов. Когда он встал и закрыл папку с нотами, то оказалось, что им было исполнено сочинение, которое называется "Человек и закон. Новое звучание". Пиманов - пианист, а Малахов - гуманист. 7 сентября в его шоу 12-летний мальчик рассказывал, как он убил отца. Как держал нож, как ударил. Следующий выпуск уже был посвящен доценту, зарезавшему в Казани двух женщин. Телезрители стали свидетелями очередного следственного эксперимента.
Мало малаховщины в "Пусть говорят", "Прямой эфир", "Русские сенсации", "Говорим и показываем", "Программа Максимум", так на Первом запустили еще шоу "Да ладно". Тут выяснилось, что наша мясная индустрия готова производить колбасу из саранчи. Дешево и калорийно... Это еще когда случится, а телеиндустрия уже потчует саранчой, вставшей на крыло во главе с Андреем Малаховым.