"Несмотря на то, что в этом году в городе открылось 20 крупных торговых центров и добавилось более четверти миллиона квадратных метров торговых площадей, их нехватку испытывают практически все формы торговли, - заявил он. - В частности, в городе втрое меньше магазинов повседневного спроса и в 4,4 раза - магазинов у дома, чем в Берлине, а гипермаркетов - в 4,3 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге и в 7,5 раза, чем в Варшаве".
Огромная разница между разными районами и внутри Москвы. Скажем, торговая сеть в районе Арбата в 100 раз шире, чем в Восточном Дегунино. Дефицит дорого обходится москвичам в буквальном смысле слова. Они вынуждены ездить за покупками за тридевять земель - в разные торговые центры, расположенные вдоль МКАД. Это далеко, неудобно, но люди по выходным дням устремляются туда, стоят в пробках на дорогах, в очередях у касс вместо того, чтобы отдыхать. Пустоты же по месту жительства заполняют разные стихийные рынки, с которыми чиновникам приходится бороться, вступая нередко в конфликт с горожанами. Кроме того, монополизм, отсутствие конкуренции, современной системы продвижения товара создает рынок не покупателя, а "рынок продавца". В итоге в цене продуктов примерно треть приходится на торговые надбавки, а отсутствие условий для хранения продуктов сказывается на структуре питания москвичей: калорий они потребляют, как европейцы, по скоропортящимся же продуктам существенно отстают. Например, из 300 сортов рыбы, которая производится и добывается в России, на столичных прилавках имеется лишь три десятка, да и то в основном замороженной. Свежую просто негде хранить.
В ценах на непродовольственные товары доля торговых надбавок еще выше. Не случайно зажиточные горожане предпочитают покупать одежду и обувь, а также многие другие бытовые товары во время поездок за границей.
Для того, чтобы вывести столичную торговлю на современный уровень, московские власти поставили задачу поднять обеспеченность города торговыми площадями к 2017 году до 1200 кВ м на тысячу жителей - как в среднем по Европе. " Мы готовы поддерживать все формы торговли, - пояснил Шаронов. - Сейчас создается 10 схем размещения разных магазинов- и крупных, городских, и районного масштаба. В ближайшее время активно начнет развиваться вендинг - торговля из автоматов. Сейчас их на всю Москву 15 тысяч, а в Париже - 120 тысяч, в Токио - 500 тысяч. Будет создан, наконец, и крупный продуктовый рынок вроде парижского Ранжиса, о необходимости которого говорится давно. Заммэра уверен, что он откроет в столицу дорогу и мелким сельхозпроизводителям со всей России, которые пока не могут сюда пробиться. Это сразу же скажется на удешевлении продуктов. Обычные сельхозрынки, как и ярмарки выходного дня, - они работают уже на 140 площадках, также вписываются в новую концепцию торговли.