В Витебске снимают фильм о взаимоотношениях Шагала и Малевича

В Витебске полным ходом идут съемки фильма "Миракль о Шагале". У него есть еще и второе название - "Комиссар Шагал и гражданин Малевич". Хотя оба они - рабочие.

Чтобы воспроизвести атмосферу начала XX века, режиссер ленты Александр Митта и его замечательная команда полностью "задекорировали" две центральные улицы. Прогуливаясь по ним, горожане то и дело встречают красноармейцев в буденовках с винтовками, старинные вывески магазинов и кафе или революционные лозунги. Но вот зрителей просят выйти из кадра. Это идет подготовка к съемкам одной из самых массовых сцен - праздника годовщины Октябрьской революции. В ней участвуют более 200 человек. Слышатся крики "Ура!", аплодисменты. Скрипки и барабаны задают ритм. Звучит команда "Мотор!" Корреспондент "СОЮЗа" стал свидетелем того, как создается магия кино.

Витебск после Великой Отечественной был разрушен практически полностью. Поэтому съемочной группе пришлось очень постараться, чтобы воспроизвести исторически достоверную картину. Если современные вывески на центральных улицах закрыли старинными, то квартал еврейской бедноты пришлось построить на берегу Западной Двины. По словам Александра Митты, немногие картины могут похвастать такими декорациями:

- В Витебске остался дом родителей Шагала на Покровской. Мы там обязательно будем снимать. А вот поработать возле училища, созданного художником, не получится. Вокруг много современной застройки. У нас просто замечательный художник Эдуард Галкин. На весь проект выделена достаточно скромная сумма. Но во многом благодаря ему мы выглядим как фильм-миллионер.

Фильм - о противостоянии Шагала и Малевича. О том, как каждый великий художник хочет заполонить собой весь мир. И что из этого получается.

Говоря о тех, кто работает над картиной, необходимо отметить одного из известнейших российских операторов - Мачульского. Ну и, конечно же, актеров. В роли Шагала - актер театра им. Вахтангова Леонид Бичевин. Зрителям он известен по таким работам, как "Вербное воскресенье", "Груз 200". Казимира Малевича сыграет заслуженный артист России Анатолий Белый. Раньше артист Московского художественного театра снимался в "Фурцевой", "Братьях Карамазовых". А вот исполнительница роли Беллы - дебютантка. Это Кристина Шнайдерман. Она родилась в Москве. Выросла в Австрии. Знает пять иностранных языков. Сейчас учится в ГИТИСе. До работы в фильме, признается Кристина, она не много знала о Шагале и Белле, но теперь стала почти что экспертом:

- Я просмотрела множество картин, фотографий, прочла массу биографических работ. Главное в образе моей героини - преданность мужу, показать, как искренне и сильно она его любит.

В кино будет много разных планов и тем. Фильм - о любви, но это также фильм о великом художнике Шагале, который, став комиссаром и получив маузер, возвращается в свой родной Витебск. Как он преобразует скучный провинциальный город в город своей мечты. Вот что по этому поводу говорит Александр Митта:

- Шагал не хочет пользоваться маузером. Но без маузера нет комиссара! И что такое художник у власти? Когда он властен над миром своих фантазий - замечательно. Но когда он приобретает власть над реальным миром, добра не будет...

Витебск - это город не только Шагала, но и Малевича. Здесь он сформулировал свою великую концепцию абстрактного искусства. Поэтому фильм - об их противостоянии. О том, как каждый художник хочет заполнить собой весь мир. И что из этого получается. В картине есть всё: дружба, спасение, вражда. В общем, хорошая драматическая история.

...В перерывах между дублями красноармейцы (их роль доверили ребятам из индустриально-строительного колледжа) отходят в тень попить кофе. В съемках также задействованы артисты Витебского народного молодежного театра "Колесо". В Витебске съемочная группа планирует задержаться до октября. А затем переедет в Санкт-Петербург и там продолжит работу. Премьера фильма планируется на весну.

- Первый показ обязательно будет в Витебске, это я вам гарантирую, - обещает Александр Митта. - Кроме того, часть построенных декораций мы хотим подарить городу.