Эти истории специально ставятся в центр общественного внимания? Это часть объявленной кем-то Церкви войны или простая случайность? - эти вопросы решило обсудить с экспертами - социологами, юристами, богословами - агентство Росбалт, предупредив устами модератора, что тема непростая и щепетильная.
- Никакой самый гениальный политтехнолог не мог организовать хулиганский инцидент во Всеволожске (протодиакон - со слов пострадавших - побил двух пожилых дам в "Вольво". - Прим ред.), - сказал известный богослов Андрей Кураев. - Когда такие инциденты начинают происходить, у общества возникает естественное желание более пристально присмотреться к тому, что же происходит в церковном мире и в жизни духовенства. И СМИ отражают этот чисто человеческий интерес.
- Другое дело - блогеры, подчеркивает отец Андрей. Люди в большинстве своем демократических и либеральных взглядов, которые предписывают их носителям воздерживаться от коллективного вменения вины ("если ты столкнулся с чеченцем-преступником, из этого не вытекает, что все чеченцы - преступники"), в отношении православных почему-то напрочь забывают этот принцип. Если один диакон нарушил закон, то тут же звучит "все попы такие".
Юрист Анатолий Пчелинцев, главный редактор журнала "Религия и право", рассказал о недавнем вандальском разгроме храма пятидесятников в Новокосино, оставшемся незаметным на фоне модной темы Pussy Riot. В частности - о молодчиках, называвшихся "православными дружинниками", рвавших Евангелие и взламывающих сейфы. Андрей Кураев в ответ пожалел, что в свое время не убедил Патриарха Алексия II ввести церковную издательскую цензуру и печатать огромными тиражами только "классику" православия, самые светлые книги - митрополита Антония Сурожского, святителя Феофана Затворника. Мы бы, может быть, имели больше православных, для которых любящее переживание важнее взломов сейфов.
Религия будет и в будущем оставаться одной из самых нарастающих "мягких сил" во всем мире, предупредила социолог Марина Мчедлова собеседников, разговор которых был столь конструктивен, что вместо предупреждений модератора о "гражданской войне" хотелось думать, что и в скандалах вокруг Церкви можно обнаружить положительный эффект: церковный народ отрезвится и обретет менее мифологичный и более покаянный взгляд на себя, научится не быть задетым. А общество светское в сдвинутом в сторону Церкви "поле дискуссий" может обнаружить, что оно общество, а не группы интересов. Церковные темы предполагают цельность мировоззрений и включенную совесть. "Если бы нам удалось принять и повернуть направленный на Церковь удар против противника, это было бы настоящее айкидо. Но пока мы в нем не мастера", - улыбнулся отец Андрей Кураев.