Изменения в подходе к оплате труда чиновников министерство намерено прописать в поправках к закону "О государственной гражданской службе". Внедрение новой системы денежного содержания гражданских служащих предусматривает доведение размера их денежного содержания до 60-80 процентов от денежного довольствия военнослужащих, поясняют в минфине. При этом вес оклада в общем размере денежного содержания будет занимать 40 процентов, стимулирующие выплаты - до 50 процентов.
В минфине рассчитывают, что новации позволят повысить конкурентоспособность гражданской службы на рынке труда, привлечь на нее высококвалифицированных и эффективных менеджеров, а в конечном итоге - способствовать эффективности и качеству госуправления.
Сейчас зарплаты чиновников между разными ведомствами и внутри них сильно разнятся. И отстают от размера денежного довольствия военнослужащих. Например, "голый" оклад специалиста-эксперта в одном из федеральных ведомств - 3-4 тысячи рублей, с надбавками - 15 тысяч рублей, рассказывает "РГ" сотрудник этой структуры. В то же время средняя зарплата федеральных чиновников в 2011 году была более 62 тысяч рублей. Соотношение постоянных и стимулирующих выплат в одних ведомствах не превышает 5 процентов, в других - зашкаливает за 50.
Идея повысить зарплаты чиновников, привязав их к денежному довольствию военнослужащих логична, считает директор института социальной политики Сергей Смирнов. "И те, и другие выполняют государственные функции", - объясняет он. А проректор НИУ "Высшая школа экономики" Лев Якобсон отмечает, что хотя тема повышения оплаты труда чиновников и не слишком популярна в обществе, делать это необходимо. "Если мы хотим, чтобы сотрудники министерств и ведомств занимались государственными делами не хуже, чем сотрудники таких же профессий в частных компаниях и при этом не брали взяток, им надо платить, как в частном секторе", - говорит он.
А вот разработать оценки эффективности для чиновников будет сложно, предупреждает Смирнов. Объективных критериев нет, и все может превратиться в формальность, переживает он. "Один госслужащий за месяц выполнит одно задание, другой - 10. Но первый выполнит работу хорошо, второй - халтурно. И как платить?", - приводит пример Смирнов. По его мнению, лучше оценивать эффективность или неэффективность работы федеральных ведомств в целом, а в зависимости от результатов - распределять по ним некий премиальный фонд.
Выработать критерии эффективности для отдельных сотрудников можно, возражает завкафедрой Российской академии народного хозяйства и госслужбы Николай Волгин. Подобные оценочные показатели уже введены для некоторых категорий госслужащих в отдельных министерствах и ведомствах, рассказывает он. Но при разработке общего подхода важно, чтобы качественных незаформализованных показателей - вроде "улучшил", "повысил", "добился" - не было много. Достаточно двух-трех, исходя из функциональных обязанностей и служебных инструкций для каждой должностной единицы. Расчетом минимальных показателей эффективности, обязательно "завязанных" на цифры, могут заняться кадровые службы этих ведомств с привлечением научных организаций, либо минтруд, говорит Волгин. И напоминает, что даже в советские времена при выплате зарплаты одно время учитывались так называемые коэффициенты трудового участия работников. Правда, надолго они не прижились из-за того, что были слишком формальны и расплывчаты. Теперь этой ошибки следует избежать.
Государство могло бы взять за основу наработки бизнеса, считает Якобсон. "Огромная часть госслужащих выполняет такую же работу, что и в крупных корпорациях. А там эффективность большинства функций уже определена. Причем, в зависимости от особенностей тех или иных профессиональных групп, объемов их работы", - поясняет он.
В федеральных органах власти сейчас трудится 38,1 тысячи человек. Самая высокая средняя зарплата в Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) - более 103 тысяч рублей. Самая низкая - в Государственной фельдъегерской службе, там она составляет 30,173 тысячи рублей.