Но вот в Краснодаре Владимир Путин сказал о необходимости уроков патриотизма и мужества. И как-то почти без дискуссий обошлось. Ведь на самом деле мы про патриотизм рассуждать не любим. Одни считают, что "патриотизм есть последнее прибежище негодяев", и нельзя сказать, чтоб в этой фразе совсем уж не было никакого смысла. Другие убеждены, что "Россия - родина слонов", и нельзя сказать, чтобы их убеждения были совсем уж непонятны.
Говорят, что в свое время Фаина Раневская, узнав о новом значении слова "голубой", вздохнула: "Какое слово испортили, сволочи". Примерно то же можно сказать и о слове "патриотизм". Нормальное, хорошее слово испорчено благодаря бесконечным написанием на разного рода знаменах. Когда человека не знают за что похвалить, его называют настоящим патриотом. Когда кого-то не понимают за что поругать, его называют непатриотом. Для одних патриот - синоним хорошего человека, для других - плохого...
Поговорим об этом спокойно.
Уроки патриотизма, без сомнения, нужны уже хотя бы потому, что детям нашим, увы, очень мало известно о подвиге своих дедов и прадедов. Молодой человек должен знать имена тех, кто отдавал свои жизни за свободу Родины. Он должен знать: в его родной стране были такие времена, когда люди бились не за деньги, а за свободу. Он должен уяснить: когда человек прикрывал телом амбразуру пулемета, чтобы спасти своих товарищей, он не задавал вопроса: сколько я за это получу? Какие выводы из этого сделает молодой человек - его личное дело, но знания ему дать необходимо.
В последнее время мы, взрослые, очень увлеклись всякими спорами про исторический процесс, словно забывая, что подрастающее поколение - свидетели наших споров, чаще всего безмолвные. Они смотрят, слушают ...и путаются. Незнание порождает в их головах невероятную путаницу.
Я убежден: святое отношение к Великой Отечественной войне - это одна из тех немногих ценностей, которые цементируют наше весьма расшатанное общество. И для страны жизненно важно, чтобы эта ценность не девальвировалась.
В свое время один весьма молодой человек заметил: "Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времен кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке". Молодого человека звали Александр Сергеевич Пушкин, и он как всегда был прав. Называться патриотом очень легко, любить свою Родину куда сложнее.
С моей точки зрения патриотизм - работа во благо страны, а не бесконечные крики о великой России и великом русском народе. Велик любой народ, к которому ты принадлежишь. Велика любая страна, в которой ты родился. Знать историю своей страны и своего народа надо не только для того, чтобы ими гордиться, но для того, чтобы ощущать себя частью этого целого, чтобы понимать: ты не сегодня родился, ты - продолжение, за твоей спиной не просто мама с папой, а века и люди...
Я убежден: патриот - это тот, кто честно работает. Честно работать - это и значит любить свою страну. Все остальное - пропаганда.
Почему наши дети не знают историю своей страны? Почему они с таким трудом могут назвать имена героев Великой Отечественной войны? Потому что, начиная с 9-го класса, они готовятся то к ГИА, то к ЕГЭ.
Мы абсолютно не думаем о том, что ЕГЭ - это первая серьезная встреча молодого гражданина со своей страной, некое их первое совместное дело. Страна обыскивает своего юного гражданина в поисках шпаргалок; ставит всякие системы, чтобы заглушить телефон; сопровождает в туалет, чтобы он не списывал... Короче говоря, во время первой встречи государство демонстрирует максимальное неуважение и недоверие к юному гражданину. Кто-нибудь когда-нибудь рассматривал ЕГЭ с этой точки зрения - с точки зрения воспитания патриотизма, уважения и любви к своей стране?
Всякий ученик вам скажет, что ЕГЭ имеет мало отношения к оценке знаний, это такое психологическое испытание, которое должен выдержать юный человек. В этот момент Родина относится к нему очень не по-доброму. Стоит ли это недоброе отношение показной объективности?
Мы не отдаем себе отчета в том, что, когда ребенок две недели вынужден ждать результатов ГИА, он начинает думать, что его стране не очень-то интересны волнения каждого конкретного человека. Разве это тот урок, который мы, взрослые, должны ему давать?
Может быть, пора уже посмотреть на результаты нашей бесконечной реформы образования именно с этой позиции: как в результате ее выстраиваются отношения молодых и государства? Это ведь очень важный вопрос, может, он даже значительнее, чем оценка знаний по математике или русскому языку.
Обязательно надо рассказывать детям об истории их страны, о подвигах дедов и прадедов. Но еще подрастающее поколение надо уважать. Без этого государственного уважения к тем, кто завтра и будет составлять основу России, трудно говорить о воспитании патриотизма.
Взрослые воспитывают детей. Более всего - своим примером. Ко всем относится.