Дмитрий Кан, специально для RBTH
С 1 сентября российские телеканалы будут классифицировать фильмы и передачи по возрастным группам. Вещательные компании уже подготовились к введению знаков 18+ и подобных им, но споры до сих пор не утихают. Спокойнее всего к вопросу относятся сами дети.
С 1 сентября 2012 года вступает в силу федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", аналогичный действующим во многих странах мира. Закон четко определяет, какую информацию нельзя показывать детям, не достигшим определенного возраста. К примеру, с шести лет можно будет смотреть кратковременные и ненатуралистические изображения тяжелых заболеваний. С 12 - ненатуралистическое изображение насилия (при обязательном сострадании к жертве), сцены употребления алкоголя и табака (не побуждающие заняться этим), разрешено упоминание наркотиков без их демонстрации. С 16 лет дети могут слышать с экрана отдельные бранные слова, не относящиеся к нецензурным. В списке разрешений/запретов - около десятка пунктов.
Согласно тому же закону, программы и телепередачи, которые будут транслироваться в эфире российского ТВ, должны маркироваться специальным знаком - с указанием возраста зрителей, для которых предназначен контент. Ограничивается и время трансляции определенных передач. Так фильмы категории 18+ можно будет показывать только после 23:00.
Ничего принципиально отличного от мирового опыта российские власти не предлагают, однако вокруг закона вот уже несколько месяцев ведутся активные дискуссии. При этом сам закон уже прошел все необходимые согласования в Госдуме и вступил в силу.
Против самой идеи защиты детей от "недетских" передач никто из критиков закона не возражает, но его детали беспокоят многих. "Телерадиовещатели не выступают против нового закона, но хотелось бы, чтобы его применение было правильным с самого начала. Если он начнет работать в "сыром" виде, хуже будет всем", - поясняет генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Наталия Пискунова. Действительно, дьявол, как обычно, кроется в мелочах. Вернее, в словах. По словам специалистов, выбранные российскими законотворцами формулировки могут спровоцировать сотни непростых коллизий.
Один из наиболее ярких примеров - старые советские мультфильмы, на которых выросло не одно поколение россиян. Если досконально следовать букве закона, многие из них имеют все шансы попасть в категорию 18+, а то и вовсе разделить судьбу фильма "Клип", запрещенного российскими властями за излишнюю откровенность. Эротических сцен в мультфильмах, конечно, нет. Зато есть курящие персонажи, такие как крокодил Гена или волк из мультфильма "Ну, погоди!", российского аналога Тома и Джерри. Формально выбор у телевизионщиков невелик: либо вырезать соответствующие кадры, либо переводить детский мультик во взрослую категорию.
В этом свете показательна полемика, развернувшаяся на страницах газеты "Известия". "Если будет так, как задумано данным законом, мультфильмы с Крокодилом Геной и другие отечественные мультфильмы, в частности, и мои тоже, приравняют к порнографии", - возмущался знаменитый российский мультипликатор Гарри Бардин. Один из сторонников закона депутат Сергей Железняк с готовностью парировал: "По закону мультфильмы, в которых есть сцены, демонстрирующие, например, курение, должны проходить экспертизу. Если экспертиза подтвердит, что в мультфильме данный эпизод может вызвать у зрителей желание попробовать сигареты, он не сможет демонстрироваться малолетним детям".
Справедливости ради надо отметить, что с подобной проблемой ранее сталкивались и в других странах. В частности, а 2003 году в США из старых американских мультфильмов пришлось вырезать целый ряд сцен, которые в момент съемки считались социально приемлемыми, но по меркам современного общества выглядят вредными или оскорбительными. Объектами цензуры стали сигареты и алкоголь, а также политически некорректно обозначенные раса, пол и национальность персонажей. А в 2006 году пресловутые сцены курения из вышеупомянутого "Тома и Джерри" вырезали в Великобритании.
Российским мультикам такая судьба не грозит, заверил RBTH руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. "Наша позиция выражена достаточно четко. Мультфильм "Ну, погоди!" и вся подобного рода продукция является культурной ценностью для нашей страны, а потому нет никакой необходимости ограничивать показ, маркировать эту продукцию", - заявил чиновник. Впрочем, безопасность абсолютно всех мультиков власть гарантировать не сможет, и Жаров напоминает родителям, что в любом случае именно за ними будет последнее слово в споре, что можно смотреть детям, а что не стоит.
Сами дети пока вреда от курящих волков и крокодилов не ощущают. Зато, как показал опрос газеты "Московские новости", искренне боятся многих других фильмов и программ. "Меня пугают передачи, в которых больных детей показывают, когда их режут, когда кровь. Когда животных оперируют, я тоже не люблю. Такое бы я не хотела смотреть, это страшно", - перечисляется десятилетняя Кристина, и добавляет - "А еще детективы и всякий криминал надо запретить".
Пятилетняя Арина, наоборот, заявляет, что любит новости. При этом она уже следует рекомендациям Роскомнадзора. "Я по телевизору смотрю только то, что мама разрешает. Например, программу "Карусель", а еще мультик "Мадагаскар" и про "Мики Мауса". Они не страшные и не вредные", - объяснила журналистам маленькая любительница новостей.
Ставить точку в споре двух сторон пока еще рано. Как пояснил Жаров, первый месяц действия закона будет тестовым. "Каждую спорную ситуацию мы будем обсуждать, анализировать. Мы уже несколько недель ведем консультации со СМИ для того, чтобы выработать единый подход, который был бы эффективен, с одной стороны, и приемлем для СМИ, с другой стороны", - отметил глава Роскомнадзора. В середине октября ведомство планирует подвести итоги тест-драйва и выдать вердикт по дальнейшему применению нового закона.
Также доступна английская версия статьи.