Вступление в ВТО создает довольно сложную ситуацию в сельском хозяйстве. Налоговые льготы - одна из мер поддержки отечественных сельхозпроизводителей, рассчитана до 2020 года. Маловероятно, что за этот период производители смогут составить достойную конкуренцию иностранным, поскольку уже сейчас находятся в роли "догоняющих".
Сегодня для сельхозпроизводителей, которые не работают по системе единого сельхозналога, установлена нулевая ставка налога на прибыль. Но с 2013 года, согласно действующему законодательству, устанавливается ставка 18%, а с 2016 года - 20%. Однако согласно плану действий правительства по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО отмена нулевой ставки налога на прибыль должна быть перенесена на более позднее время. Законопроектом, принятым Госдумой в первом чтении, предусматривалось продление льготного срока до 2016 года. А налоговую ставку в 18% предлагалось установить с 2017 до 2020 год. Далее сельхозпроизводители должны были уплачивать налог на прибыль по общей ставке.
Но при подготовке ко второму чтению депутаты решили сделать нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочной. "Установление нулевой ставки по налогу на прибыль уже доказало свою полезность ранее. Дело в том, что какая-то часть прибыли (а для некоторых сельхозпроизводителей существенная) формируется за счет субсидий, и если далее часть субсидий направляется на уплату налога, то это лишает смысла весь процесс субсидирования процентных ставок. Также до 2018 года предлагается продлить срок действия нулевой ставки НДС на импорт племенного скота. Эта мера также показала свою эффективность в период 2005-2010 годов. В настоящий момент своя племенная база может удовлетворить заявки только на 70-75%, а это напрямую влияет на себестоимость продукции, а повышение себестоимости после вступления России в ВТО является самым главным риском. Еще одна из мер - это компенсации до 35% затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования, необходимого для перехода на современные энергосберегающие технологии, что также влияет на себестоимость. Есть и другие меры поддержки, они разные с точки зрения эффективности, но то, что их внедрение даст положительный импульс российскому АПК, сомнений не вызывает", - считает руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования "МЭФ-Аудит" Дмитрий Трофимов.
"В рамках ВТО есть такое понятие, как совокупные меры поддержки (СМП), которые отражены в так называемых "зеленой", "голубой" и "желтой" корзинах. Расчетная стоимость этих "корзин" не должна превышать оговоренного предела, так, например, СМП для "желтой" сельскохозяйственной корзины не более 9 млрд долл. для России. Обозначенные потери бюджета из-за нулевой ставки налога на прибыль в 15 млрд руб. в год не превысят этого показателя. Пока СМП не дотягивает даже близко до заявленного показателя. Этого может оказаться недостаточно для защиты нашего сельского хозяйства", - считает эксперт.