19 сентября Минфин начинает принимать экспертные заключения по проекту новой трехлетки. А первого октября документ, как ожидается, внесут в Госдуму.
Дефицит бюджета в следующем году будет еще меньше, чем изначально ожидал Минфин. В июле глава ведомства Антон Силуанов называл цифру в 1,5 процента ВВП. Еще раньше - 1,6 процента.
"Снижение дефицита на следующий год связано с пересчетом этого параметра под новый прогноз Минэкономразвития, - комментирует "РГ" директор Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Наталья Акиндинова. - В нем курс доллара к рублю подняли до текущего уровня. До этого он был ниже отметки в 30 рублей за доллар. Как следствие увеличилась оценка нефтегазовых поступлений в бюджет в пересчете на рубли".
Кроме того, по словам Акиндиновой, минэкономразвития пересмотрело в сторону повышения оценку номинального объема ВВП. В следующем году он составит 66 триллионов 515 миллиарда рублей. При этом доходы бюджета прогнозируется на уровне 12 триллионов 865,9 миллиарда рублей. Расходы - 13 триллионов 387,3 миллиарда рублей.
Аналитик "Инвесткафе" Дарья Пичугина напоминает, что в целом Минфин всегда с осторожностью подходит к оценкам дефицита и профицита бюджета, считая, предпочитая давать более пессимистичные прогнозы.
"В 2011 году Минфин предсказывал дефицит бюджета, в то время, как год закрылся с профицитом в 0,8 процента, - приводит пример Пичугина. - В 2012 году при прогнозном дефиците в 0,2 процента ВВП, за январь-август данные весьма обнадеживающие - профицит 1,4 процента ВВП".
В следующие пару лет дефицит бюджета продолжит снижаться. На 2014 год он запланирован на уровне 143,581 миллиарда рублей, а на 2015 год - 10,776 миллиарда рублей. Это 0,2 и 0,01 процента ВВП соответственно.
В бюджете на 2013 год также заложена инфляция в 5,5 процента. В 2014-2015 годах, по расчетам Минфина, рост цен не должен превысить 5 процентов. Кстати, в бюджете предусмотрен и резерв - 200 миллиардов рублей - на случай ухудшения ситуации в мировой экономики, которая не может не влиять на Россию. Однако эксперты считают, что сумма эта - чисто символическая. Для самоуспокоения.
"Эту "подушку безопасности" закладывали, не исходя из потребностей, а, скорее всего, с учетом имеющихся бюджетных ограничений. То есть, сколько могли выделить на резерв, столько и выделили", - полагает Наталья Акиндинова. Эксперт добавляет, что если кризис разрастется до угрожающих масштабов, потребуются гораздо более внушительные суммы. И государство задействует все доступные ресурсы, чтобы помочь экономике. Как это и было в 2008-2009 годах.
Проект новой финансовой трехлетки и сам Минфин, и эксперты оценивали, как довольно жесткий. Как уже писала "РГ", расходы казны теперь будут рассчитываться, исходя из базовой цены на нефть за пять лет - это новое бюджетное правило.
Министр финансов Антон Силуанов не раз подчеркивал, что такой подход позволит снизить зависимость бюджета от нестабильности цен на углеводороды. Схема проста: если фактическая цена на нефть превышает базовую, дополнительные доходы отправляются либо в Резервный фонд, либо на замещение источников финансирования дефицита бюджета. Если же цены на черное золото падают ниже базовой отметки, то дефицит наоборот покрывается из средств Резервного фонда.