Исход крупных дел во многом зависит от деталей. В складывающейся ситуации такими деталями становятся меры господдержки села. Они не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений в условиях работы в ВТО. Поэтому необходимо усилить региональное финансирование строительства жилья, дорог, инженерной инфраструктуры в сельской местности, развития мелиорации, переподготовки кадров, реализации инновационных проектов. Всё это - фундаментальная основа для стабильного роста доходов сельхозтоваропроизводителей.
В новых условиях субъектам Федерации предстоит работать интенсивнее и результативнее. До декабря текущего года они обязаны подготовить региональные программы, предусматривающие поддержку развития сельского хозяйства до 2020 года. Иначе регион не "впишется" в федеральную госпрограмму должным образом. Минсельхоз предупредил их об этом.
Министерство не раздаст всем сестрам по серьгам, а полученные федеральные средства нельзя будет тратить не только бесконтрольно, но и неэффективно. Причиной этому является и то, что с 2013 года после заключения соглашений с регионами о реализации мероприятий госпрограммы мы будем тщательно анализировать как эффективность расходов по каждому направлению государственной поддержки, так и динамику показателей эффективности. Отчет в виде рейтингов регионов будет публиковаться на официальном сайте минсельхоза и постоянно обновляться. Для местных властей, несущих основную ответственность за организацию аграрного производства и развитие сельских территорий, это стимул работать еще эффективнее. Поэтому федеральное министерство намерено вносить свои коррективы уже в процессе новой договорной кампании с субъектами Федерации.
Что для этого мы намерены сделать?
Первое. Приобретет новую форму система субсидирования сельскохозяйственного производства. В частности, это консолидация (укрупнение) субсидий с последующими прямыми выплатами на повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Уже со следующего года такими станут субсидии на приобретение минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, компенсирование части затрат на повышение плодородия почвы (фосфоритирование и гипсование) и расходов на уплату процентов по отдельным краткосрочным кредитам. Расчет будет производиться на гектар возделываемых сельхозугодий, а ставки прямых выплат различаться в зависимости от типа и состояния почв, природных и биоклиматических условий. Эти меры финансовой господдержки станут базовым условием для сельскохозяйственных товаропроизводителей всей России.
Второе. Предстоит перейти от прямого софинансирования региональных программ развития села к субсидированию мероприятий государственной поддержки регионов. При этом будет учитываться активность местных властей в привлечении внебюджетных средств на развитие сельской инфраструктуры и жилищного строительства. В том числе - за счет консолидации региональной программы заимствований и частно-государственного партнерства, собственных и заемных финансовых ресурсов и средств на реализацию в регионах федеральных целевых программ с возможным созданием целевого фонда муниципального развития.
Все помнят древнюю притчу о том, что тонкие прутики поодиночке переломать легко, а связку - гораздо сложнее. Так и объединение разрозненных инвестиционных региональных программ даст простор для маневров по решению сразу нескольких задач по развитию сельской инфраструктуры. В результате один вложенный рубль из федерального бюджета позволит привлечь порядка от 3 до 10 региональных и внебюджетных рублей.
При этом обязательными для субъектов Российской Федерации должен стать целый ряд условий. Это, в частности, наличие схем территориального планирования региона, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов, планов - намерений и проектно-сметной документации по направлениям развития сельской инфраструктуры. На что обратить внимание в первую очередь? На оптимизацию малокомплектных школ и создание современных образовательных центров, увеличение парка школьных автобусов. А еще - на развитие сети офисов врача общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов, модельных библиотек, спортивных объектов. Важна и готовность регионов привлечь внебюджетные средства на инфраструктуру и жилищное строительство, сформировать государственные и муниципальные жилищные фонды. Это позволит предоставлять селянам жилье на правах аренды с минимальной платой либо на условиях социального найма.
Пришла пора от слов переходить к конкретным делам и в практическом усилении роли частно-государственного партнерства. Вот один из примеров взаимодействия. В соответствии с целевыми программами социально-экономического развития субъекта частные структуры инвестируют в строительство школ, детских садов, больниц, спортивные сооружения, а субъект или муниципалитет использует эти объекты по назначению на условиях аренды с правом последующего выкупа. В рамках партнерства регионы субсидируют процентные расходы частника на период строительства объекта, а с вводом в эксплуатацию - платят арендную плату до полного выкупа по мере появляющихся возможностей регионального бюджета.
В данном случае частно-государственное партнерство приносит действительно мультипликационный эффект: это новые рабочие места, дополнительные заработки, а главное, очень быстрое решение вопроса повышения качества услуг в социально-культурной сфере вместо многолетних ожиданий. Реальный прорыв в преодолении острейших проблем региона.
Для результативно работающих регионов, чтобы частично возместить их расходы, полезно, и правительство России это планирует, расширить возможности и объемы выделения грантов.
Третье. Предстоит внедрять принципы проектного финансирования мероприятий Государственной программы, которая вместе с региональными программами должна стать единым генерирующим инструментом мобилизации ресурсов. Это важно для оптимального решения экономических, социальных, экологических, инфраструктурных и многих других проблем сельских территорий, повышения эффективности бюджетных расходов. Появится и стимул для всей цепочки сельхозпроизводства - от выращивания до сбыта продукции. В процесс "встраивается" общественная инфраструктура, а реализация проектов согласуется со схемой планирования территорий, генпланами развития сельских поселений и муниципальных районов.
Наличие развитой инфраструктуры или если ее создание еще не началось, планов - намерений регионов и проектно-сметной документации будет приоритетно учитываться при предоставлении субсидий из федерального бюджета.
Зеленый свет будет дан регионам, строящим и более амбициозные планы создания современной сельской инфраструктуры на своей территории. Речь идет о комплексном развитии сельскохозяйственного производства, включающем эффективное взаимодействие всех видов хозяйствования, включая крупные, средние и малые формы, с участием потребительской кооперации.
Вот примерная модель: создается крупное предприятие первичной переработки мяса с налаженной централизованной системой доставки живого скота от ферм и личных подсобных хозяйств.
Формируются закупочно-сбытовые структуры, которые покупают у предприятия первичной переработки мясо и реализуют на внутренних и внешних рынках. Здесь, как сказано выше, целесообразно привлечь и возрождаемую в новых условиях систему потребительской кооперации. Такая же схема производства переработки и сбыта продукции вполне применима к молоку, плодоовощным и другим культурам.
При этом необходимо более равномерно размещать производительные силы с учетом внутри- и межрегиональной политики сельского расселения, заниматься диверсификацией экономики, чтобы решить застарелую проблему занятости селян.
Если заглянуть в ближайшее будущее, то можно с уверенностью утверждать: предложенные подходы не оставят равнодушными руководителей творчески работающих субъектов Федерации. Примерно за год определятся 15-20 пилотных регионов. В них в течение ближайших двух-трех лет будет сформирована система сельскохозяйственного производства полного цикла - "от поля до прилавка", создана развитая инфраструктура, достигнут высокий уровень жизни сельского населения.
За короткий срок завершатся оптимальные модели газификации и электрификации, почти ко всем населенным пунктам могут быть построены дороги с твердым покрытием, оптимизирована бюджетная сеть. Станет высокоэффективным сельскохозяйственное производство, активно будут создаваться новые рабочие места. Все это позволит укрепить и налоговую базу местного самоуправления для дальнейшего развития муниципальных образований.
Такие прорывные решения повлекут за собой позитивные изменения не только в пилотных, но и, благодаря тиражированию опыта, в других регионах страны. Это в конечном итоге сформирует крепкую сельскую диверсифицированную экономику и повысит уровень благосостояния сельского населения.
Николай Васильевич, можете ли вы назвать регионы, от которых уже сегодня чувствуете желание серьезно заниматься комплексным развитием села? И есть ли субъекты с иждивенческой позицией?
Николай Федоров: Конечно, в разных регионах ситуация разная. Даже у идентичных близнецов отпечатки пальцев несхожи. На фоне прошлогоднего показателя индекса производства сельхозпродукции - 122,1 процента значительно прибавили Центральный и Приволжский федеральные округа - прирост 34 процента и 39 процентов соответственно, заметно хуже выглядели Сибирский - 104,2 процента и Северо-Западный - 107,8 процента. Мы видим, что экономические показатели связаны с тем, насколько оперативно и качественно в регионе проводится благоустройство сельской инфраструктуры: строятся дороги, подводятся газ, вода, электричество, а также решаются вопросы технического и технологического обеспечения агропроизводства. Надеемся, что именно принципы комплексного развития - производственного и инфраструктурного - сделают реализацию Государственной программы максимально эффективной.
К достижению каких целей и к какому сроку должно привести выполнение условий, которые вы обозначили в статье?
Николай Федоров: Назвал бы среди ключевых показателей, предусмотренных госпрограммой, к 2020 году рост объемов производства продукции сельского хозяйства по отношению к 2012 году на 20 процентов, средней зарплаты - почти в 2 раза. Важная цель - существенное повышение удельного веса отечественных продовольственных товаров: зерна - до 99,7 процента, свекловичного сахара - 93,2 процента, растительного масла - 87,7 процента, картофеля - 98,7 процента, мяса и мясопродуктов - 88,3 процента, молока и молокопродуктов - 90,2 процента.
Также планируем, что уровень снабжения населения качественной питьевой водой достигнет 61,9 процента, газом - 60,1 процента. Уже лучше. Но это далеко не предел. Мы сразу говорим регионам: это базовые данные, подлежащие ежегодному пересмотру с учетом необходимости ускоренного развития сельскохозяйственного производства, сельской инфраструктуры и жилищного строительства. Важно отметить, что новые программные принципы государственной политики на селе - не лозунги, а конкретные обязательства, под которыми поставят подписи и будут их исполнять и федеральный министр, и каждый губернатор.
Каким должно быть соотношение средств, с учетом всех финансовых источников, направляемых на производство сырья, его переработку и реализацию продукции? А какую долю должно занимать, например, улучшение жилищных условий селян?
Николай Федоров: Долю средств федерального бюджета на реализацию госпрограммы мы первоначально прогнозировали примерно на уровне 65 процентов. Но все же нужно, чтобы регионы подтянулись в финансовом отношении и смогли вкладывать больше. Государство уже взяло на себя налоговое, таможенно-тарифное, ценовое регулирования сельского хозяйства, другие важные вопросы и выделяет значительные субсидии. Но село - не просто некая абстракция, а конкретное поселение, быт и каждодневный труд людей, которые там живут. Так что развивать село - общая задача и федеральных, и местных властей. Средства на это есть. Тем более что счастье не столько в деньгах, и даже не в их количестве, а в умении эффективно распоряжаться ими с учетом конкретных проблем и приоритетов в каждом регионе. В нашем случае - сбалансированно использовать их для комплексного развития экономики и инфраструктуры села.
Недавно вы озвучили идею о создании федеральной схемы расселения сельского населения.
Николай Федоров: Достаточно набрать в любой поисковой системе словосочетание "мир без людей", как машина сразу выдает тонны жутковатых постапокалиптических картинок. Заброшенная необработанная земля - явление того же свойства. Поэтому необходимо как можно скорее разработать и интегрировать перспективные планы социально-экономического развития регионов в общефедеральную государственную политику расселения. Иначе все программы развития натолкнутся на негативные тенденции, которые набрав силу, станут непреодолимыми. Кроме того, сельское расселение - это необходимое условие не только национальной безопасности, но и обеспечения духовной прочности общества, сохранения и развития уникальной российской цивилизации.
Большинство ждет от любых государственных мер в отношении села и сельскохозяйственного производства, по сути, главного: качественных и доступных продуктов питания. Будет ли на российских прилавках больше хорошей, недорогой молочной и мясной продукции, свежей рыбы? И вопрос на ближайшую перспективу: в этом году из-за потери части урожая в силу неблагоприятных погодных условий, эксперты прогнозируют рост цен продовольствие. Как вы оцениваете темпы продовольственной инфляции до конца этого года?
Николай Федоров: Госпрограмма и призвана обеспечить население качественными и недорогими отечественными продуктами питания и даже повысить экспортный потенциал. Что касается изменения цен на продовольствие, отмечу: хотя ситуация на зерновом рынке в стране и мире непростая, мы на сегодня не выходим за рамки прогнозных параметров инфляции. Поэтому наша задача - помочь крестьянам, чтобы они смогли убрать выращенный урожай без потерь, качественно провести сев озимых. Мы разрабатываем меры оказания дополнительной помощи пострадавшим от засухи хозяйствам. Есть и другие инструменты, включая возможные товарные интервенции на рынке зерна в особо нуждающихся регионах. Но вынужден добавить: как показал анализ ситуации на продовольственном рынке, в 2010 году стремительный рост цен на гречневую крупу был обусловлен не дефицитом, а особенностями "культуры" субъектов торговли и, кстати, соответствующим поведением потребителей. А это реалии, которые госпрограммой отрегулировать, увы, невозможно.
Вопросы задавала Алена Узбекова
P.S.
Москва не может раздать регионам скатерти-самобранки и наполнить прилавки магазинов от Камчатки до Калининграда изобилием доступной еды. Планы России увеличить к 2020 году объем производства сельскохозяйственной продукции на 20 процентов, повысить экспортные возможности, например, до 40 миллионов тонн зерна или до 200 тысяч тонн мяса птицы и свинины ежегодно, едва ли осуществимы только силами федерального центра. Это задача и регионов, убежден Николай Федоров.