Эксперт: РФ периодически сталкивается с дефицитом газа на внутреннем рынке

Являясь одним из крупных производителей сжиженных углеводородных газов (более 11 млн тонн в прошлом году), Россия периодически сталкивается с их дефицитом на внутреннем рынке. Это при том что на экспорт отправляется лишь 20% от всего объема производства сжиженных углеводородных газов (СУГ), тогда как из общего объема добытой в стране нефти за рубеж продано около 45%, природного газа и угля - более 30%, "экспортная" же доля произведенных в стране нефтепродуктов превышает 45%.

Один из наиболее резонансных случаев последнего времени, касающийся дефицита СУГ, произошел в четвертом квартале 2010 года. Тогда несколько населенных пунктов Ленинградской области, где основным топливом для коммунальных нужд является пропан-бутан, остались без тепла. Помимо рыночных аспектов (скачок спроса) здесь свою роль сыграл и фактор логистики, что привело к задержке поставок. Однако возникший форс-мажор вполне можно было бы предотвратить, если бы имелись резервные ресурсы пропан-бутана, но, и в этом особая специфика СУГ, данное топливо не подлежит долгосрочному резервированию. Поскольку его требуется хранить под давлением, то стоимость необходимых для таких целей резервуаров значительно выше, чем в случае, например, с нефтепродуктами. В принципе, для решения этих задач можно применить газонаполнительные станции (ГНС), но здесь вступают в силу экономические факторы.

Как показывает опыт компаний, работающих в этом сегменте, любая ГНС должна оборачиваться как минимум три раза в месяц, чтобы обеспечивать свою рентабельность. Таким образом, в рыночных условиях они используются как перевалочные пункты с ограниченными сроками хранения (не дольше недели). Причем, по данным "Газпром газэнергосеть", объем имеющихся сейчас в России мощностей ГНС не превышает 100 тысяч тонн, тогда как объем ежемесячной реализации СУГ составляет около 260-270 тысяч тонн. Имеющийся на заводах - производителях СУГ резервуарный парк также не предназначен для длительного хранения (мощности обычно рассчитаны на 1-3 дня), что при проблемах с транспортом приводит к быстрому затовариванию продукции.

В этих условиях единственной реальной возможностью избежать дефицита является содействие государственных органов власти - федеральных, региональных и муниципальных. Варианты могут быть различными - либо создание местными властями специальных хранилищ СУГ, либо создание условий для компаний-поставщиков, стимулирующих содержание ими резервных хранилищ. Для федеральных властей уместно было бы решить вопрос с железнодорожниками о создании благоприятного режима оперативным поставкам СУГ в нуждающиеся районы в условиях скачка спроса. Плюс регулирование экспорта, позволяющее в сжатые сроки перенаправлять необходимые объемы сжиженных газов с внешнего рынка на внутренний. Наконец, России требуются дополнительные мощности по производству СУГ, поскольку его потребление с каждым годом стабильно растет. Это происходит за счет развития химического сегмента, роста популярности систем автономной газификации и благодаря увеличению потребления пропан-бутана в качестве газомоторного топлива, чему способствует, в частности, прекращение выпуска дешевого, но неэкологичного 80-го бензина.

Но это лишь часть проблемы дефицита СУГ, имеется и другая, которая связана с обеспечением населения (всего в РФ 13 млн хозяйств, использующих СУГ для бытовых нужд) пропан-бутаном по системе так называемых "балансовых заданий". Эта мера административного регулирования была введена правительством РФ в 1999 году и ставила своей целью решение вопроса гарантированного обеспечения населения сжиженным газом. Она предполагает, что предприятия - производители СУГ обязаны сдавать определенный объем пропан-бутана по регулируемым государством ценам.

Уже через несколько лет правительство вынуждено было признать, что система балансовых заданий "порождает, с одной стороны, неполное обеспечение населения сжиженным газом для бытовых нужд по регулируемым ценам, с другой стороны, неконтролируемый переток сжиженного газа с регулируемого сектора оптового рынка" в коммерческий сектор. При этом заводы-производители, вынужденные продавать газ по заниженной стоимости, несли прямые убытки, которые, к примеру, по итогам 2010 года составили примерно 3 млрд рублей.

В текущем году наконец был запущен процесс реформирования системы балансовых заданий. Минэнерго совместно с компаниями, занимающимися производством и поставкой балансового газа, начали разрабатывать новую модель обеспечения населения СУГ. Участники рынка предложили следующую схему: сохраняется действующая система квот, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить в регионах потребителей СУГ гарантированными объемами путем заключения уполномоченными организациями долгосрочных контрактов с поставщиками СУГ (возможен и вариант заключения договоров производителей СУГ с администрациями регионов). Но при этом цена этого газа будет определяться рыночным способом на основе формулы цены (сейчас рассматривается несколько вариантов расчетов данной формулы).

Либерализация этого сегмента рынка не ударит сильно по карманам граждан. Расчеты показывают, что удорожание розничной цены составит в среднем 15%, иначе говоря, примерно +3 рубля за килограмм пропан-бутана при его нормативе потребления 5 кг на одного человека в месяц. Взамен население будет вправе требовать от производителей, поставщиков и местных властей гарантированного обеспечения их СУГ в необходимых объемах.

Николай Хренков,

заместитель директора

Института национальной

энергетики