18.09.2012 13:30
    Поделиться

    Пресечен незаконный ввоз во Владимирскую область опасных отходов

    Природоохранная прокуратура Владимирской области пресекла уже несколько случаев хранения в регионе ядовитых отходов, которые завозят из Подмосковья. Правоохранители не дают гарантии, что ситуация не повторится, но рассчитывают на совестливость "мусорных королей" и бдительность местных жителей.

    С последним, к счастью, проблем нет. Неравнодушие граждан уже помогло предотвратить экологическую катастрофу в регионе. В июле, увидев, как у деревни Тереховицы разгружаются грузовики с иногородними номерами и почувствовав специфический запах, селяне позвонили в природоохранную прокуратуру.

    Как выяснилось в ходе проверки, в течение 12 июньских дней здесь было свалено более двух тысяч тонн нефтешлама с нефтеперерабатывающих заводов Московской области. Это было сделано по договору с владимирской фирмой, которая эксплуатирует Тереховицкую мусоросортировочную станцию.

    Мало того что утилизация мусора в Тереховицах вообще запрещена, так нефтешлам еще и складировали за пределами отведенной станции территории. В связи с "самовольным захватом земельного участка" было возбуждено административное производство. А природоохранный прокурор области обратился во Фрунзенский районный суд Владимира с исковыми заявлениями. В них он потребовал признать деятельность фирмы по приему нефтесодержащих отходов незаконной, привести землю в пригодное для использования состояние и организовать с него вывоз отходов.

    Компания-нарушитель была предупреждена о недопустимости повторения таких действий, а ее руководитель, в свою очередь, заверил правоохранителей, что в дальнейшем шламы завозить не будут. Да и куда?

    - У нас в области нет объектов, где бы можно было принимать нефтешламы как для временного хранения, так и для конечного размещения, - напомнил руководитель управления Федеральной службы Росприроднадзора по Владимирской области Петр Астахов. - Для этого нужны санитарная зона, технология обезвреживания, специальное оборудование. А этого нет.

    Однако через месяц в центре аналогичного скандала оказался Марьинский полигон твердых бытовых отходов. И снова первыми тревогу забили бдительные жители. Отходы нефтепереработки, рассказали они, свозились под покровом ночи. Добровольные дежурные насчитали около двадцати пяти машин. К счастью, за три дня сюда успели слить всего 515 тонн - последовала моментальная реакция надзорных органов.

    - Первая устная жалоба поступила к нам по телефону 17 июля, - рассказал природоохранный прокурор области Павел Субботин. - В тот же вечер, созвонившись с руководителями областных управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора, старший помощник Татьяна Логинова отправилась вместе с проверяющими на место и зафиксировала все на фотопленку. И сразу же мы направили во Фрунзенский суд Владимира исковые заявления. Уже 18 июля состоялось определение суда - запретить прием отходов. 20 июля возбудили два административных производства: на юридическое и физическое лицо по статье КоАП РФ "Нарушение требований строительных документов при строительстве полигона".

    К слову, нарушителем вновь оказалась фирма, которая всего месяц назад была поймана за сброс нефтепродуктов на свалку в Тереховицах. Хозяин бизнеса Алексей Мельников прокомментировал ситуацию с захоронением нефтешлама на марьинском полигоне. По его словам, лицензия на захоронение у компании есть, отходы в качестве сырья должны были пойти на переработку. А на полигоне они специально накапливались, чтобы посчитать, какое необходимо оборудование.

    Правда, на этот счет последовало опровержение руководителя областного управления Росприроднадзора.

    Утилизация нефтешлама обойдется нарушителям в копеечку, и прибыльный бизнес грозит обернуться немалыми убытками

    - На полигоне предусматривалось захоронение ТБО, а не отходов нефтепереработки, - заявил Петр Астахов. - Такая деятельность регламентируется санитарными правилами. Чтобы складировать здесь твердые промышленные отходы 3-4 класса опасности, нужно получить санитарно-эпидемиологическое заключение, в каком соотношении с твердыми бытовыми отходами это допускается. Ведь существует опасность попадания опасных веществ в водные объекты.

    Для борьбы со стихийными свалками в этом году была утверждена схема очистки территории области от отходов производства и потребления. Причем с момента начала работы над ее проектом заявлялось, что завоз отходов из других регионов недопустим. Согласно схеме область разделена на семь секторов, в каждом из которых запланировано строительство современного межмуниципального комплекса по переработке и захоронению твердых бытовых отходов.

    Первой ласточкой должен был стать полигон у деревни Марьинки, который рассчитан на обслуживание семи территорий. Не секрет, что выбор этого места сопровождали многочисленные жалобы, митинги и пикеты жителей, протестующих против такого соседства. Люди не верили обещаниям авторов проекта, что современный полигон ничем не угрожает экологической безопасности и их здоровью. Теперь сомнения подтвердились. Козырь в руки протестующих дали сами бизнесмены.

    Пока шло разбирательство с марьинским полигоном, Фрунзенский суд поставил точку в отношении Тереховиц: 19 июля признал хранение нефтешлама на свалке незаконным и постановил убрать эти опасные отходы до 15 сентября.

    Но, к сожалению, двумя эпизодами в Камешковском районе дело не ограничилось. Цепная реакция перекинулась и на Кольчугинский район. Днем 14 августа сюда прибыли шесть цистерн с нефтеотходами.

    - 14 августа мне позвонили рабочие с кольчугинского полигона, - рассказывает областной природоохранный прокурор Павел Субботин. - МУП Кольчугинского района "ТБО "Сервис" 23 июля заключило договор с одним из ООО на оказание услуг по временному хранению отходов. Всего завезли, согласно транспортным накладным, 175,27 тонны.

    Огромную черную лужу распорядители свалки пытались засыпать грунтом, но скрыть следы преступления не успели. На местный полигон приехала инспекция во главе с главным федеральным инспектором Сергеем Рыбаковым.

    Чтобы оставить на кольчугинском полигоне 175 тонн нефтешлама, хозяин отходов официально заплатил 50 тысяч рублей. А всего, по документам, за размещение 2680 тонн или 90 машин опасных отходов на трех свалках получено 550 тысяч. Немногим более 200 рублей за тонну!

    Между тем утилизация обойдется нарушителям во много раз дороже. Разброс цен за переработку - от одной до десяти тысяч рублей за тонну. Так что прибыльный бизнес грозит обернуться для "мусорных королей" немалыми убытками.

    Правда, точка в этой эпопее еще не поставлена. В ходе расследования была установлена схема, по которой опасные отходы беспрепятственно попадали во Владимирскую область. Как рассказали в прокуратуре, у московских нефтепереработчиков скопилось более 250 тысяч тонн таких отходов. Росприроднадзор предъявил им огромные штрафы за негативное воздействие на окружающую среду, и теперь здесь думают, с кем бы таким "счастьем" поделиться. И, значит, гарантии, что опасные отходы не появятся в других областях ЦФО, нет.

    Прямая речь

    Сергей Рыбаков, главный федеральный инспектор по Владимирской области:

    - Речь идет о масштабной деятельности по вывозу нефтяных отходов с московских нефтеперерабатывающих предприятий. Для того чтобы "по дешевке" сбыть эти отходы, дельцы ищут клиентов в различных областях ЦФО. К сожалению, у нас нашлись, мягко говоря, нечестные люди, которые за "30 серебренников" готовы загрязнять экологию региона.

    Поделиться