Новости

20.09.2012 00:42
Рубрика: Экономика

Одиннадцать "пилотов" примерили стандарт

АСИ пытается внедрить особый механизм поддержки бизнеса в регионах
Год назад была высказана идея внедрения особого стандарта поддержки бизнеса в регионах. Уже с февраля нынешнего года утвержденный Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе начал активно применяться. Подробности "РГ" рассказал глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин.

Андрей Сергеевич, какие положения вошли в стандарт?

Андрей Никитин: В этот довольно компактный документ вошло всего 15 пунктов, описывающих конкретные элементы, которые, по мнению экспертов, обеспечивают существенный рост инвестиционной привлекательности того или иного региона.

Стандарт, по сути, минимальный набор требований, задающий параметры своеобразного инвестиционного интерфейса, с которым сталкивается любой предприниматель. К ним относятся принятие инвестиционной декларации, утверждение плана строительства инфраструктуры, принятие закона о защите инвестора. Обязателен совет по улучшению инвестиционного климата, работающая организация по привлечению инвестиций, доступная инфраструктура для размещения производственных объектов.

В каких регионах внедряется инвестиционный Стандарт?

Андрей Никитин: Сейчас его внедряют в одиннадцати пилотных субъектах РФ. Агентство физически не может охватить все 83 субъекта. Мы думаем об организационной модели внедрения стандарта. АСИ сохранит за собой роль коммуникатора и структуры, которая отвечает за бизнес-составляющую, за оценку внедрения стандарта.

В чем же конкретно состоит помощь каждому конкретному региону?

Андрей Никитин: Инвестиционная привлекательность того или иного региона заключается в низких ставках региональных налогов и готовности взять на себя заметную часть расходов на создание объектов инфраструктуры.

Пока ясности в отношениях между властью и бизнесом еще маловато. Внедрение регионального инвестиционного Стандарта начинается с разработки региональными властями нескольких программных документов - это Инвестиционная стратегия региона и ежегодное послание главы региона инвесторам. Помимо этого на региональном уровне принимается законодательный акт, фиксирующий гарантии инвесторам и закрепляющий механизмы защиты прав инвесторов.

Претерпел ли Стандарт коррективы после его апробации в регионах?

Андрей Никитин: Основные изменения коснулись внутренней структуры документа: Стандарт стал более структурированным с точки зрения клиентского, маркетингового подхода. Первый аспект - видение регионом своей инвестиционной политики, второй - что регион может дать инвесторам, третий - что регион гарантирует.

Кроме того, изменилась сама инвестиционная стратегия. Эксперты заметили, что проблема возникает не только в плоскости региона, но и в муниципалитетах. Необходимо синхронизировать их деятельность муниципалитетов.

К сожалению, не всегда региональная власть готова к диалогу...

Андрей Никитин: Мы заложили в Стандарт такой важный инструмент, как канал прямой связи инвесторов и руководства региона для оперативной связи по возникающим в процессе инвестиционной деятельности проблемам. Доступность губернатора или регионального министра экономики для диалога с бизнесом - это не просто слова, а вопрос технологии и политической воли. Надо отметить, что практика внедрения Стандарта в пилотных регионах демонстрирует не всегда дружелюбие и готовность к диалогу представителей власти. Практика взаимодействия показывает, что разговор ведется на "разных языках". Иногда власть имеет практические результаты, но не может донести информацию о них и ввести в практическую деятельность.

Каким образом оценивается выполнение требований Стандарта?

Андрей Никитин: Результаты внедрения требований Стандарта оценивает предпринимательское сообщество, представленное сформированной Агентством экспертной группой. В ее деятельности самую важную роль играют представители региональных отделений бизнес-объединений - "Деловой России", "ОПОРЫ России", РСПП.

Вы ведете мониторинг результатов по регионам?

Андрей Никитин: Конечно. Для сохранения объективности и независимости оценки результатов внедрения была разработана целая система мониторинга и контроля внедрения Стандарта, а также матрица принятия решений, которая включает в себя работу экспертных групп, профессиональную экспертизу и механизм "контрольной закупки". Важно, что профессиональные эксперты не могут поставить оценку "выше", чем это сделал бизнес.

Причем экспертиза соблюдений требований Стандарта не может ограничиваться только этапом внедрения. Необходим регулярный системный контроль и после осуществления пилотного внедрения в регионах.

Перспективы внедрения Стандарта в вашем регионе

Экономика Бизнес
Добавьте RG.RU 
в избранные источники