Новости

20.09.2012 00:34
Рубрика: Культура

Делиться и множиться

На "Киношоке" обсудили подробности существования двух Союзов кинематографистов Азербайджана
Тенденция: чем больше в жизни урбанистического, тем ярче в кино стремятся показать первобытное. И тем острее желание найти универсальные решения злободневных проблем в укладе и обычаях языческого мира. Об этом векторе современного азербайджанского кинематографа, отразившемся в том числе и в фильме "Степняк" из основного конкурса "Киношока", "РГ" рассказывала подробно (см. N за 18 сентября). Сегодня речь пойдет о двух союзах кинематографистов Азербайджана и ситуации, повторившей раскол среди российских деятелей кино.

Тема в контексте межнационального фестиваля оказалась настолько актуальной, что, как ни старались члены азербайджанской делегации (и прежде всего киновед, режиссер и секретарь нового киносоюза Аяз Салаев и представитель министерства культуры Юсиф Шейхов) увести все разговоры на "Киношоке" в глубины веков, отвечать на неудобные вопросы им все же пришлось. Ведь спецпрограмма "В фокусе - Азербайджан" предполагает не только художественные откровения.

Юридически в Азербайджане два союза кинематографистов?

Аяз Салаев: Да. И я один из секретарей нового союза. Но чтобы мотивировать необходимость его создания, надо говорить что-то о другом, старом союзе (возглавляемом Рустамом Ибрагимбековым. - Прим. ред.). А я придерживаюсь принципа: о коллегах либо ничего, либо хорошее. Скажу известную набившую оскомину вещь. Автором кино является режиссер. В руководство нового союза в основном входят режиссеры. Я был одним из тех, кто долгие годы говорил, что такая организация нужна. Либо надо переходить в разряд волков-одиночек, не входить ни в какие организации, пасти спонсоров, снимать свое кино и ни с кем не общаться.

Раздел случился на профессиональной почве? Или были политические мотивы?

Аяз Салаев: Все можно объяснить политикой, но в реальности ситуация была от политики далека. Все связано не столько с политикой, сколько с личными отношениями. Кто-то относится хорошо к одному человеку, кто-то -к другому. Вы можете думать, что тот старый союз был оппозиционный, а новый - проправительственный. Это почти не так. Но я не хочу, чтобы какие-то известные имена сегодня звучали в негативном контексте.

Сколько людей осталось в старом союзе, сколько вышли?

Аяз Салаев: Примерно - половина на половину.

Новый союз будет получать поддержку от государства?

Аяз Салаев: Месяца полтора назад я бы честно ответил: да. Но сейчас неясно, будет ли какой-нибудь из союзов поддерживаться государством.

Юсиф Шейхов: Наше министерство старается соблюдать максимальную дистанцию от тех процессов, которые происходят между кинематографистами. Они сами разберутся и сами выберут в итоге, за кем идти. Это их чисто профессиональный цеховой вопрос. А наша задача другая. В Азербайджане снимается шесть-семь художественных фильмов в год, несколько десятков документальных и анимационных. Государство финансирует кино из года в год с ростом возможностей бюджета. Это порядка 8-9 миллионов долларов. Что касается художественного качества фильмов, по-моему, у самих кинематографистов оно не так чтобы сильно вызывало удовлетворение, - нам не хватает кадров, если уж совсем о больном говорить. Были годы, когда к нам ежегодно поступал отряд молодых людей из ВГИКа и из Ленинградского института всех специальностей. Этот поток уже давно иссяк. Сейчас связи со ВГИКом восстанавливаются, отношения налаживаются, но уже и другие возможности открылись - учиться в Америке, в Англии...

Еще одна наша проблема: частных продюсерских кинокомпаний много, но частных денег в кино поступает очень мало. И главным инвестором является государство. Это хорошо, но и расхолаживает: государство не требует назад денег...

Культура Кино и ТВ Мировое кино