Вопросами парламентского измерения евразийской экономической интеграции будет заниматься рабочая группа, сформированная в трехстороннем формате. Но прежде, по мнению спикера Госдумы Сергея Нарышкина, которому его коллеги-спикеры и поручили курировать эту работу, формальными полномочиями нужно наделить саму рабочую группу. Выработать проект положения о ней, подготовить проект меморандума о концепции формирования евразийского парламентского органа и т. д.
Формат рабочей группы достаточно широкий. Он позволяет обсуждать процесс ратификации парламентами трех стран соглашений, принимаемых в рамках Таможенного союза и способствующих формированию Единого экономического пространства. Нарышкин напомнил, что в прошлом году было заключено 17 соглашений в рамках "тройки", в нынешнем - еще 4. "Готовится еще несколько десятков трехсторонних соглашений, которые затем нужно будет синхронно ратифицировать национальными парламентами, дабы не терять интеграционного темпа, заданного президентами и правительствами", - заявил Сергей Нарышкин. А еще он отметил, что рабочая группа должна стать площадкой для трехсторонней дискуссии обо всех аспектах евразийской интеграции.
- Перед нами стоит сложная задача, мы стоим у истоков создания парламентского органа Евразийского экономического союза, - задал дискуссионный тон встрече спикер Госдумы России. - Нам предстоит определиться, будет ли это Евразийский парламент, сформированный на основе прямых выборов, или же - Евразийская межпарламентская ассамблея, в которую будут делегированы депутаты от парламентов трех стран.
Сам Сергей Нарышкин выступает за двухэтапный путь: сначала нужно создать парламентскую ассамблею, а когда будут созданы необходимые условия, сформировать полноценный евразийский парламент - наднациональный законодательный орган. "Необходимые условия" - это кодификация интеграционного законодательства и приведение в соответствие национальной правовой базы стран, создающих Единое экономическое евразийское пространство.
Московская встреча не стала дежурным мероприятием: острая и принципиальная дискуссия началась еще на этапе формирования самой группы. Свой взгляд на евразийскую интеграцию был представлен казахстанской делегацией. Позиция Астаны в вопросах парламентского измерения евразийской интеграции заключается не в создании наднационального органа, а лежит в плоскости дальнейшего развития межпарламентских связей. По мнению казахстанской делегации, на данном этапе "не нужно создавать новые структуры". Вместо этого стоит обратить внимание на уже существующие, в частности активнее использовать потенциал МПА ЕврАзЭС.
Белорусская позиция на фоне громких формулировок россиян и казахстанцев показалась более сдержанной. Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Нацсобрания Беларуси по международным делам Нина Мазай заверила коллег по переговорам в намерении Минска конструктивно решать вопросы, связанные с созданием евразийского парламентского органа.
Единый парламент или ассамблея - вопрос не праздный. Ответ на него - политическая перспектива создания Евразийского союза. Очередная дискуссия о том, каким же быть единому парламентскому органу будущего Евразийского союза, состоится 22 ноября на сессиях МПА ЕврАзЭС и МПА ОДКБ в Санкт-Петербурге.