19.09.2012 23:20
    Поделиться

    Федеральный инвестфонд будет работать по новым правилам

    В этом году регионы должны были завершить создание своих инвестфондов, чтобы иметь возможность и дальше получать поддержку Федерального инвестиционного фонда. Но такие структуры появились лишь в некоторых субъектах. Остальные ссылаются на отсутствие закона или нехватку денег.

    Со следующего года Федеральный инвестфонд должен наконец заработать по новым правилам. По ним, чтобы получить господдержку, территориям придется выполнить три основных условия. Во-первых, создать аналогичную структуру на региональном уровне, то есть найти в своих бюджетах деньги на поддержку проектов, реализующихся на принципах государственно-частного партнерства. Во-вторых, у субъекта должен быть хотя бы один проект, который уже был осуществлен на средства региональной казны без федеральной помощи. Третье условие - готовый "портфель" инвестиционных проектов, претендующих на господдержку.

    Однако вся эта работа под вопросом. Во-первых, непонятно, как Федеральный инвестфонд будет работать в 2013 году. Как уточнил "РГ" исполняющий обязанности директора департамента бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Минфина РФ Сергей Наговицин, для Инвестфонда в следующем году предусмотрено 18,4 млрд рублей. Эти деньги пойдут на уже запущенные проекты. Новые финансироваться не будут.

    Кроме того, пока очень немногие субъекты смогли создать у себя региональные инвестфонды. К примеру, в Брянской области эту задачу решили отложить до следующего года. Как пояснил заместитель губернатора Александр Горшков, создать Инвестфонд в этом году помешал "достаточно тяжелый бюджет".

    В Калмыкии впервые этим летом было принято постановление правительства о создании в республике благоприятного инвестиционного климата. Изначально там рассматривали возможность включить создание фонда в перечень мероприятий по привлечению инвесторов. Но так как создание фонда требует серьезного финансирования, вопрос о его формировании, как и в Брянской области, решили отложить.

    В Ростовской области была попытка создать Инвестиционный фонд в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса. Но после того как отменили софинансирование из федерального бюджета, региональный фонд свернул свою работу. В областном департаменте инвестиций и предпринимательства говорят, что в региональном бюджете денег на продолжение работы фонда не было. А, учитывая, что отдачи от него нужно ждать в среднем лет 10, позволить себе финансировать фонд и дальше регион не смог.

    В Саратовской области существует Венчурный инвестиционный фонд, в котором были средства областного бюджета и одного из крупных банков - всего 280 млн рублей.

    Но деятельность фонда многократно подвергалась критике со стороны областных чиновников и предпринимателей, за избирательность в подходе к выбору инвестиционных проектов. В итоге в этом году власти решили вывести из фонда средства областного бюджета. Создать региональный Инвестфонд они планируют. Но есть препятствие - отсутствие денег. Долг региона составляет около 35 милиардов рублей, что сопоставимо с собственными доходами областного бюджета.

    Нет фонда и в Волгоградской области. Только причина уже не в деньгах. Как пояснили в пресс-службе областного правительства, фонд не создан, так как в Бюджетном кодексе пока нет положения о региональных инвестиционных фондах. Законопроект только разработан министерством финансов и внесен на рассмотрение в Госдуму. Областное министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций тем временем готовит проект постановления, утверждающего положение о региональном Инвестиционном фонде.

    Власти Петербурга тоже говорят, что готовы работать по новой схеме, и после принятия поправок заминок с созданием фонда не возникнет. Средства из фонда пойдут на особо тяжелые, непривлекательные для инвесторов проекты.

    В Воронежской области надеются, что Инвестиционный фонд заработает в начале следующего года. Он будет финансировать отобранные по конкурсу частно-государственные проекты с бюджетом от 500 млн рублей. Объем Инвестфонда будет ежегодно устанавливаться законом об областном бюджете.

    Впрочем, есть регионы, где запустить работу инвестфондов не помешала ни нехватка денег, ни отсутствие законодательных норм. К примеру, в Поморье региональный Инвестиционный фонд появился еще конце 2011 года. Первая заявка в него поступила в июле этого года. Онежский район предложил поддержать инвестиционный проект создания спортивно-туристического комплекса. Алтайский край тоже создал региональный Инвестиционный фонд в 2011 году. По данным главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, на 2012 год объем Инвестиционного фонда предусмотрен в размере 562 млн рублей, которые предназначены для поддержки крупных региональных и межрегиональных проектов.

    прямая речь

    Сергей Беляков, заместитель министра экономического развития России:

    - С момента своего создания Инвестфонд РФ наполнялся деньгами, которые государство получало от экспорта нефти. Сейчас этот источник иссяк, деньги нужны на другие цели. По действующим проектам объемы средств пересматриваются, а от некоторых проектов приходится отказываться. Новые заявки мы не принимаем, хотя обращения из регионов были. Объясняем, что любая поддержка новых проектов возможна только за счет сэкономленных денег по тем проектам, которые уже реализуются. К примеру, когда инвестор оказался не в состоянии выполнить свои обязательства и проект пришлось свернуть. Или его стоимость пересмотрели в сторону снижения - такие ситуации тоже бывают.

    Не факт, что федеральный Инвестфонд в перспективе вообще должен работать. Создание системы региональных инвестфондов, на мой взгляд, дало бы гораздо больший эффект. Тем более, что небольшие проекты, которые реализовывают территории, легче управляются и рисков по ним меньше.

    Некоторые регионы говорят, что для создания своих инвестфондов у них не хватает средств. Мне кажется, это не может быть серьезным оправданием. У нас есть опыт Калужской, Ульяновской областей, которые, в свое время, никак нельзя было назвать преуспевающими. Но там большую роль сыграла активность губернаторов по привлечению инвесторов. Так что, кто хочет, тот находит выход из положения. Мы понимаем, что поток государственных инвестиций, который шел в экономику через Инвестфонд, Внешэкономбанк и другие институты развития, нужно чем-то замещать. Это может быть частный капитал, как российский, так и иностранный. Один из наиболее эффективных механизмов - частно-государственное партнерство. Я напомню, что Минэкономразвития РФ подготовило проект закона, который должен снять те ограничения действующего законодательства, которые мешают применять не только существующие инструменты, но и новые, принятые в международной практике.

    Поделиться