Валерия Хамраева, Марина Максимова, Анна Резникова, РБК
Кризиса в России ждут, но не боятся, свидетельствуют данные опроса исследовательского холдинга РОМИР. Новая волна экономических потрясений, по мнению большинства опрошенных, приведет к росту ценников и снижению уровня жизни, но не станет причиной массовых увольнений и сокращения зарплат. Отсюда и реакция сограждан: более 70% респондентов не готовят семейный бюджет к проблемам в экономике, а треть опрошенных и вовсе не собираются что-либо предпринимать, даже если кризис все-таки начнется.
Более половины населения страны (56%) уверены, что вторая волна кризиса будет (исследования РОМИР). При этом опрошенные стали проще смотреть на его последствия. Еще год назад почти половина россиян считали, что кризис приведет к подорожанию всех товаров и услуг, сейчас их доля снизилась почти в два раза (23%). Также гораздо меньшее число граждан ждут подорожания товаров первой необходимости (6% вместо 26%), сокращения зарплат (21% вместо 6%) и массовых увольнений (4% вместо 18%). Зато с 2 до 6% выросла доля тех, кто вообще не ждет изменений в своей жизни от новой волны кризиса.
"Число ожидающих кризиса с 2010 года выросло почти на 20%; население, конечно, не эксперт, но народ мудр, и если он что-то чувствует, то, значит, для этого есть определенный повод", - подчеркивает президент РОМИР Андрей Милехин. По его словам, российские граждане, пережившие несколько мировых, региональных и локальных кризисов, с одной стороны, не до конца интегрированы в мировое сообщество, а с другой - имеют высокий иммунитет к таким встряскам. "За последние 100 лет произошло столько революций, потрясений, войн и голода, что финансовые невзгоды мы переживаем достаточно легко", - отмечает г-н Милехин.
"Люди на этот раз выше оценивают вероятность кризиса, но, по их мнению, он будет слабее, чем прошлый (в 2008 году)", - комментирует декан факультета экономики ВШЭ Олег Замулин. При этом ожидания сограждан от потрясений в экономике кажутся ему ошибочными: "Не цены пойдут вверх, а доходы упадут, люди будут лишаться работы и переводиться на более низкую зарплату", - замечает он.
В итоге к новой волне кризиса готовятся только 23% опрошенных. Для того чтобы защититься, большинство (9%) хранят сбережения в иностранной валюте. Как отмечают эксперты РОМИР, этот способ свойственен гражданам с высоким уровнем семейного дохода, жителям Северо-Западного округа и Урала. Остальные готовящиеся к кризису покупают впрок продукты (5%) или дорогостоящие товары длительного пользования (5%).
Предприимчивость населения уже сказалась на банковской статистике. Согласно данным Агентства по страхованию вкладов, с начала года вкладчики стали приносить в банки ежедневно по 5,3 млрд руб. в день, или на 30% больше, чем в 2011 году. Общий объем вкладов населения за полгода вырос на 8,1% (962 млрд руб.).
Остальные 77% респондентов ничего не предпринимают для защиты от возможных проблем в экономике, а треть опрошенных не собираются активно действовать, даже когда кризис действительно начнется. "На такое мнение наших граждан влияют несколько факторов. Один из них - традиционное русское "авось как-нибудь пронесет", - отмечает глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он утверждает, что вторая волна кризиса для многих граждан ассоциируется с впечатлениями от легко прошедшей первой волны 2008 года. "Кроме того, люди, может, и хотели бы готовиться, но они живут на одну зарплату, и откладывать какие-то сбережения у большинства населения просто нет возможности", - отмечает г-н Николаев.
"В этом случае поднимается вопрос реального доверия граждан государству: в 2008 году обстановка вокруг нагнеталась, люди кричали про кризис, но Россия прошла его достаточно мягко", - подчеркивает политолог, член Общественной палаты Иосиф Дискин. Он считает, что россияне и сейчас уверены, что в ситуации кризиса государство сделает так, что "будет не больно".
Новая волна кризиса все же близка, как предупреждают эксперты, и лихорадить экономику может уже осенью,. В российской экономике есть признаки ухудшения ситуации, отмечает главный экономист Акционерной финансовой корпорации "Система" Евгений Надоршин. "У нас фактически стагнируют инвестиции, менее чем до 2% в годовом выражении замедлились темпы роста промышленности. Основной рост сейчас обеспечивается за счет государственного и частного текущего потребления, в частности домохозяйств, которые берут кредиты, а это ненадежная база для долгосрочного роста", - уточняет г-н Надоршин.
По его словам, частное потребление поддерживается банковским кредитованием, но ситуация в банках не выглядит идеальной. "Банки все больше и больше занимают в Центральном Банке. Система, возможно, в первый раз будет проходить через ситуацию, когда объем заимствований в ЦБ будет очень существенным", - говорит Евгений Надоршин и добавляет, что при очень большом объеме операций с Банком России финансовую систему осенью может ожидать непростое испытание.
Для финансового сектора существует одна угроза - резкое ухудшение экономической конъюнктуры, которое окажет существенное влияние на капитал банков, предупреждает председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. "Но это пока достаточно абстрактная картина, потому что чем хуже глобальная ситуация, тем больше финансовые регуляторы - ФРС и Европейский ЦБ - используют монетарные стимулы", - говорит он. Вторая слабая точка - это бюджет: "Если действительно цена на нефть упадет, бюджет потеряет крупные доходы, и это будет шоком для экономики".
Также доступна английская версия статьи.